Page 180 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 180
180 ГЛАВА VII
лось, что во многих пассажах их описывают
как первых и наиболее древних жертвоприноси-
телеи расы. И хотя говорится, что после смерти
они ушли к Яме и стали его друзьями и сорат-
никами, это не лишает их человеческой сущно-
сти. Поэтому важно определить в истории жер-
твоприносительной литературы, сохраняются ли ка-
кие-либо традиции относительно длительности
жертвоприношений, проводимых этими древними
предками ведического народа «нах пурве пита-
рах» (VI, 22, 2) в те века, которые предшество-
вали разделению арьев. И важно проследить,
поддерживают ли они теорию древней циркумпо-
лярной родины.
Я должен сказать, что в пределах своих
изысканий я не смог обнаружить ведические сви-
детельства о длительности процессов принесения
жертв, проводимых Атхарваном, Ману, Бхригу
или другими древними жертвоприносителями, за
исключением Ангирасов. Имеется одно описание
в «Шраута-сутрах» годовой саттры, называемой
«Ангирасам-аянам», и о ней сказано, что это
разновидность типичных годовых саттр, извест-
ных как «Гавам-аянам». Но мы и здесь не на-
ходим никакого упоминания о длительности сат-
тры Ангирасов. На длительность «Гавам-аянам»
указывается в «Тайттирийя Самхите», о чем будет
сказано в следующей главе. А пока мы должны
углубиться в саттру Ангирасов и попытаться най-
ти какие-либо пути для определения времени ее
совершения. Такой путь, к счастью, дает нам
сама Ригведа. В ней говорится о двух группах
(типах)* Ангирасов, о двух их главных разновид-
ностях — Навагвах и Дашагвах, упоминаемых в
гимне (X, 62, 5, 6).
Эти два класса древних жертвоприносителеи
повсюду упоминаются вместе, и действия, припи-
сываемые Ангирасам, относятся всегда к обоим.