Page 245 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 245
ПУТЬ КОРОВ 245
чтобы Асуров не изгоняли из каждой ночи года.
Отсюда следует, что ати-ратра относится к некой
ночи, не включаемой в число регулярных ночей
Гавам-аянам. Правильно то, что ати-ратра испол-
няется в начале и в конце каждой саттры, в этом
смысле она может быть названа жертвоприноше-
нием «транссаттровым», или «ати-саттровым». Но
это не совпадает с самим названием «ати-ратра»,
так как саттра не проводится ночью. Отсюда мы
можем сделать вывод, что изначально проводи-
лись две ати-ратра, и не в начале и конце сат-
тры, а в начале и конце ночи, которая приходи-
лась на промежуток между концом и началом
саттры. Когда эта ночь завершалась проведени-
ем ати-ратры, обычная саттра начиналась. И по-
скольку солнце было над горизонтом в течение
периода последовательных дней и ночей, то не
было нужды в ати-ратре в течение саттры — так
и говорится в «Тандья Брахмане», что цель ати-
ратры утрачивалась. Но ведь саттра заканчива-
лась долгой ночью, и тогда ати-ратра снова ис-
поднялась в конце саттры, чтобы выгонять Асуров
из ночи.
Я уже показывал выше, что «Тайттирийя Сам-
хита» — это прямой и надежный источник, авто-
ритетно утверждающий, что Гавам-аянам заверша-
лась некогда за десять месяцев, или 300 дней, а
поэтому была заканчиваема или же начинаема
ати-ратрой. Слово «ати-ратра», таким образом,
может быть разумно объяснено, так как жертво-
приношение проводилось в начале или в завер-
шение долгой ночи, почему и может быть опре-
делено как «транснощное» жертвоприношение.
Между этими двумя ати-ратрами происходили все
ночные жертвоприношения, упомянутые выше. Они
посвящались исключительно Индре. Древняя Гавам-
аянам, проводившаяся в течение десяти или около
десяти месяцев, ати-ратра, или «транснощная», рат-