Page 241 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 241
ПУТЬ КОРОВ 241
явиться перед верующими в должный срок; я дол-
жен появляться в назначенное время моей прекрас-
ной бессмертной жизни, и это может быть в
одну ночь, или в две ночи, или в пятьдесят, или
в сто ночей» (VIII, 11).
Поскольку Тиштрья появляется перед людьми
после битвы, победив Апаошу, слова «назначен-
ное время» означают период протекания битвы,
завершив которую, Тиштрья появляется перед ве-
рующими. Таким образом, этот пассаж означает,
что «назначенное время» до момента появления
Тиштрьи после победы колебалось от одной до
ста ночей — это во-первых. А во-вторых, Тиштрья
просит, чтобы ему придавали силы для борьбы
поднесением в жертву хаомы и призывали его по
имени. Мы уже видели выше, что Индре подно-
сили возлияния сомы в течение ста ночей, и древ-
ние ведические жертвоприносители старались этим
обеспечить его победу над Вритрой, и Индра был
единственным, кому предназначались эти жерт-
венные возлияния. Легенда о Тиштрье и Апаоше
является точной репродукцией сцены битвы Инд-
ры с Вритрой, или Валой. Видя это столь ясно,
мы без колебаний можем принять вышеуказан-
ный взгляд на происхождение жертвоприношения
«шата-ратра».
Исследователи (даже Д. Дармштеттер и Ф. Шпи-
гель) не объясняют, почему «назначенное время»
появления Тиштрьи описывается как «одна ночь,
или две ночи, или пятьдесят, или сто ночей», хотя
оба они переводили одинаково, придерживаясь
оригинала. Эта легенда входит как сюжет в гла-
ву VII «Бундахиша», но и там мы не находим
объяснения, почему «назначенное время» варьи-
руется от одной до ста ночей. Некоторые полага-
ют, что оно связано с периодом дождей. Но ведь
Дожди не приходят в период «от одной до ста
ночей», и это снова не отвечает на вопрос. К тому