Page 246 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 246

246                                             ГЛАВА  У111

      ри-крату   и  ратри-саттры,    или  ночные   возлияния
      сомы,   длительностью     от  двух   до  сотни   сплош-
      ных    ночей,   и,  наконец,   ати-ратра,   за  которой
      снова  следовала   Гавам-аянам,—     из  всего  этого  со-
      стоял   годовой  круг  жертвоприношений,      проводив-
      шихся    изначальными     предками   ведического   наро-
      да.  И  каждое    из  них  занимало   то  место  в  этом
      годовом    круге,  которому    соответствует   корневое
      значение   его  названия.
         Но  когда  десятимесячный    год  превратился   в  две-
      надцатимесячный,      то,  чтобы   следовать   изменив-
      шимся   условиям   в  новом  месте  пребывания,   Гавам-
      аянам   растянулась   в  ритуал  360  дней,  и,  так  ска-
      зать,  эластичная   природа   ее  легко  допустила  про-
      ведение   такого  изменения.   Но  хотя  годовая  саттра
      расширилась     таким    образом,   охватив   и  ночные
      жертвоприношения       долгих  ночей,  в  которых  боль-
      ше   не  было   нужды,    ати-ратра   все  же   сохраня-
      лась   как  промежуточный      ритуал   и  вошла   в  ряд
      церемониальных      действий    самой   саттры,   и   оба
      ритуала    ати-ратры,   которые    имели    место  изна-
      чально,   как   показывает    этимология.   В   моменты
      начала   и  конца   долгой  ночи,  они   стали  вводным
      и   завершающим      жертвоприношением        ежегодной
       саттры.  И   если   бы  не  сохранилось     само  слово
       «ати-ратра»,   мы   не  имели   бы  возможности     вос-
      становить   для   себя  историю   ее  изменчивой    судь-
      бы.   Но   равным     образом   ненужными      стали    и
       ночные   жертвоприношения      «ратри-крату»    и  «рат-
      ри-саттры»,    которые   раньше   исполнялись    в  тече-
       ние  долгой  ночи  между   двумя   проведениями     ати-
       ратры,  и  их  природа   стала  становиться    непонят-
       ной.   *
         Но   приверженцы     Мимансы    отвели  для  них   ме-
       сто  в   классе   ежедневных      приношений      сомы,
       посвящаемых    частично   дням   («ахинас»),  а  частич-
       но  саттрам,  пояснив,   что  ночь  («ратри»)   эквива-
       лентна  сочетанию     «день-ночь»   («ахо-ратре»),   что
   241   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251