Page 298 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 298
298 ГЛАВА IX
атмосферных вод. Об Аристотеле и его «Метео-
рах» тоже говорится, что он упоминает «реку,
непрерывно текущую в воздухе между небом и
землей и созданную восходящими и нисходящими
парами».
Указывается и на то, что Грилль считал, что
древние германцы представляли себе подобную
мировую реку; нисходящий поток Укко и восхо-
дящий Амма известны в финской мифологии, где
отражена сходная вера в то, что они являются
следами как бы космической циркуляции. В ла-
тышской мифологии мы тоже читаем о золотой
лодке, и, упоминая об этом, профессор Макс
Мюллер пишет: «Та золотая лодка, что погружа-
ется в море и оплакивается дочерью неба, должна,
несомненно, встречаться еще где-то, а именно в
латышской мифологии. ,Это и заходящее солнце,
которое в Ведах должны спасти Ашвины; и зо-
лотая лодка, в которой плывут и Гелиос, и Ге-
ракл с запада на восток; иногда это сама дочь
Солнца, которая тонет, как Чхъявана в Ведах.
Как он и подобные ему персонажи спасаются
Ашвинами, так и латыши взывают к сынам бо-
гов плыть в лодке и спасти дочь Солнца».
В связи с этим заметим здесь, что в Ригведе
Ашвины тоже пользуются лодкой, спасая гибну-
щих (I, 116, 3; I, 182, 6), и хотя она не опи-
сывается как золотая, но их колесница всегда бы-
вает золотой (VIII, 5, 29). И лодка бога Пуша-
на, на которой он пересекает воздушный океан
(«самудра») ясно названа золотой (VI, 58, 3). В
гимне (I, 46, 7) повторяется, что у Ашвинов были
и коЛесница, и лодка (вроде удвоенного имуще-
ства), и в строфе (I, 30, 18) поясняется, что они в
своей колеснице пересекали равно и небесные, и
водные области. Их колесница определяется словом
«пересекающая» в форме «самана йоджана», где
слово «самана» теряет смысл, если бы возникали