Page 299 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 299
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ , 299
трудности в пересечении лишь одной части не-
бесной сферы в отличие от другой. Ведические
боги пользовались этими лодками специально для
пересечения нижнего мира, места нахождения воз-
душных вод, а когда эти боги появлялись над го-
ризонтом, их описывали уже как пересекающих
верхнюю сферу на колесницах.
Но иногда о водах говорится, что они проносят
их и через небо, именно так, как описаны ко-
лесницы, пересекающие нижний мир. Например,
в легенде о Диргхатамасе, упоминавшейся выше,
говорится, что его несли воды на себе в течение
десяти месяцев, а затем он постарел и стал приб-
лижаться к смерти, то есть к океану, куда и ус-
тремлялись воды. Это значит, что воды несли
солнце на себе десять месяцев до того мига, когда
оно ушло в нижний океан.
Но перейдем в обсуждении этого вопроса к
тому, что идея космической циркуляции воздуш-
ных вод отнюдь не ограничивалась только рам-
ками индийской, иранской или греческой мифо-
логии. В египетской мифологии богиня Нут (бо-
гиня неба) иногда «изображалась в виде фигуры
в сопровождении звезд и вод».
Норман Локье указывает, что «не только бог-
Солнце, но и звезды тоже воспринимались как
пересекающие пространство в лодках от одной
стороны горизонта до другой». Выше уже упо-
миналась идея иудаизма о небесном своде, окру-
женном водой и отделенном от нижних вод. По-
этому нечему удивляться, обнаруживая в Ведах и в
Авесте более или менее ясные указания на цирку-
ляцию атмосферных вод по верхней и нижней
небесным полусферам вселенной. Эта идея обна-
руживается в древней мифологии любого народа,
и ничего, кроме ложного предубеждения, не мо-
Жет удержать нас от верной интерпретации (при
Помощи теории космической циркуляции атмо-