Page 294 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 294
294 ГЛАВА IX
ли трудности с выносом тел покойных, и веру-
ющие спрашивали Ахура Мазду, что надо де-
лать. Такой вопрос был бы лишен смысла, если
бы в древней области маздаизма солнце светило
бы ежедневно с утра до вечера всю зиму, как
в тропической зоне, и вынос трупов на утреннее
солнце не представлял бы затруднений. Было бы
полным абсурдом беспричинное сохранение нечи-
стого мертвого тела в доме две-три ночи и даже
месяц, то есть до конца зимы. В приведенном
пассаже нет ни слова о темноте, но можно лег-
ко понять из указаний, что тело должно быть в
конце концов вынесено из дома и положено на
особо подготовленное место («дакхму») с глаза-
ми, обращенными к солнцу, из чего ясно видно,
что погребальная церемония была невыполнима в
течение того времени, когда труп еще находился
в доме. Но зато в фаргарде (VIII, 4 /11/), где
этот сюжет снова обсуждается, четко говорится о
темноте. Ахура Мазду спрашивают: «Если в доме
почитателя Мазды умрет собака или человек,
когда идет дождь, или снег, или сильный ветер,
или мрак наступил, и когда стада скота и люди
не видят свою дорогу, что должны делать почи-
татели Мазды?» На это Ахура Мазда дает тот
же ответ, что и в фаргарде V. Верующему велят
(VIII, 9 /21/) вырыть могилу в доме, и в ней
«пусть лежит мертвое тело две ночи, три ночи
или месяц, пока птицы начнут летать, растения
произрастать, воды растекаться, и ветер не высу-
шит влаги на земле». Вот здесь, в этом вопросе,
заданном Ахура Мазде, четко упоминается мрак
наряду со снегом и ветром, а в «Фарвардин-яште»
мы видели, что растекание вод и движение сол-
нца происходят одновременно. В пассаже из
«Тир-яшта» говорится о том, что время, назначае-
мое для появления Тиштрьи после того, как он