Page 316 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 316

316                                              ГЛАВА  IX

          История    об  освобождении     пленных    вод  —  это
       древняя   история,  и  Вритра  появляется   в  греческой
       мифологии     как  Ортр,  а  убийца   Вритры    (Вритра-
       хан)  —  как  Веретрагхна,    бог-победитель,   в  писа-
       ниях   парсов.
          К   тому  же   всплывает   мнение,    иногда  и  при-
       нимаемое,    что  Вритрахан   и  Индра   —  это  не  одно
       и  то  же,  поскольку  слово   «Индра»   не  встречается
       в  мифологии    и  языках   европейско-арийских.     По-
       этому   некоторые    специалисты     по  сравнительной
       мифологии     предложили     считать    битву  за   воды
       подвигом     других   арийских    богов,   а  Индре    ее
       приписали     в   ведийской    мифологии,     когда   он
       стал  главным    богом   пантеона  Вед.   Известно,  что
       в  Авесте  не  Веретрагхна,   а  Тиштрья  считается   ос-
       вободителем    вод  и  света,  что  поддерживает    ука-
       занное   предложение.    Но* какие   бы   точки  зрения
       ни  были   приняты,    это  не  влияет  на  заключение,
       к  которому    мы   пришли    относительно    истинного
       значения     легенды   о   Вритре,   что   и   изложено
       выше    в  этой  главе.  Ни  облака,  ни  дождь   не  мо-
       гут  представлять    собой  главное   физическое   осно-
       вание   для  этой  легенды,  которая,  совершенно    оче-
       видно,   базируется   на  простом  феномене    одарения
       светом    людей,    беспокойно    ожидавших      его   во
       мраке   долгой   ночи   арктического    региона.
          И   не  может   не  вызвать  сожаления    то,  что  на
        пути  правильной    интерпретации     важной   легенды
       стоит  неверная   концепция, касающаяся      ведической
       космографии     или   природы     космических    движе-
       ний   вод,  и  что  эта  концепция   еще   не  сразу  мо-
       жет   быть   преодолена.
          Индра,    действительно,    мог,  в  конце   концов,
       быть   признан   богом   гроз,  равно  как  и  ему  мог
       ли   приписать    некоторые    подвиги   других    богов,
        признав  его  в  более  позднее  время  богом  дождей
       Но   даже   если  подвиг   Вритрахана    был   приписан
       Индре    позднее,  или   же  если   Индра   как  освобо
   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321