Page 321 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 321
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 321
вали сами Ашвины, скача на колеснице, в ко-
торую были впряжены ослы. В этом беге с ними
соревновались Агни, Ушас и Индра, расчищав-
шие дорогу для Ашвинов на условиях получения
в конце части приза от этих победителей. Воз-
жигание костра для жертвоприношений, появле-
ние зари и восход солнца снова упоминаются как
явления единовременные с появлением Ашвинов
(I, 157, 1; VII, 72, 4).
В другой книге Ригведы (X, 61, 4) время их
появления называется ранней зарей, когда «мрак
еще держится среди рыжих коров». Таким путем
ясно указывается на то, что время их появления
приходится на промежуток между зарей и восхо-
дом солнца, и к каким бы теориям мы ни обра-
щались для выяснения сути Ашвинов как физичес-
кого явления, мы не должны забывать о том, что
это утренние божества, участвующие в расцвете
зари и утреннего света. Более того, к ним при-
меняют два эпитета, относящиеся к Индре: Вритра-
хан и Шата-крату (VIII, 8, 22; I, 112, 23), их
называют обладателями качеств Индры и Мару-
тов, помогавших Индре в его битве с Вритрой
(I, 182, 2). Более того, говорится, что они даже
защищали Индру в борьбе с Намучи (X, 131, 4).
Это не оставляет места сомнениям относительно
их участия в борьбе с Вритрой, равно как и де-
лается ясной их связь с водами океана.
В гимне (I, 46, 2) говорится, что океан являет-
ся их матерью, а в гимне (IV, 43, 5) их колес-
ница поднимается из океана. Еще в одном гимне
(I, 112, 12) колесница кружит их вокруг солнца
в дальней области («паравати»). Мы читаем также,
что Ашвины двигали сладчайший океан («синд-
ху»). Это явно указывает на то, что они подтал-
кивали вперед течение вод океана (I, 112, 9) и
они же наполнили водными токами небесную
реку Расу, подталкивая ее, эту колесницу без ко-
11-2398