Page 320 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 320

320                                              ГЛАВА  X

         ют  представители    школы    Итихасика,     придержи-
         вающиеся    исторического   направления).
            Мы   же,   как  и  выше,    будем   придерживаться
         пути  исследования    легенд  об  Ашвинах    только  со-
         размерно   с  методами    интерпретации      натуралис-
         тической   школы    нируктаков.    Даже    последовате-
         ли  этой  школы   придерживаются     разных   взглядов,
         касающихся     природы   и  характера   этих   двух  бо-
         гов.  Некоторые    считают,   что  природной    основой
         Ашвинов    была  утренняя   звезда,  единственный    ут-
         ренний  светоч,  видимый    до  появления   зари  и  сол-
         нца.  Другие   думают,   что  это  две  звезды  из  соз-
         вездия  Близнецов    («Митхуна»).   Подвиги    этих  бо-
         гов  обычно   связываются     с  восстановлением    сил
         солнца,   ослабевшего    за   время   зимы.    Большое
         внимание   уделено   этим   богам  в  работе  профессо-
         ра  Макса  Мюллера     «Вклад   в  науку  мифологию»,
         опубликованной     несколько   лет  назад.  Но  нет  не-
         обходимости     анализировать     каждое    проявление
         сути  Ашвинов,    как   это  сделал   М.  Мюллер,    так
         как  нашей   задачей  является   рассмотрение    только
         тех  моментов   в  легенде,  которые    не  могут  быть
         объяснены    теорией   весны  или   зари,  но  которые
         можно   хорошо    понять   при  помощи     арктической
         теории,  чем  мы   и  займемся   ниже.
            Начнем   с  обращения    к  рассказам    об  участии
         Ашвинов    в  великой   борьбе   за  воды  и  свет,  ко-
         торая  описывалась    в  предыдущей    главе.
            Ашвины    четко   упоминаются    в  жертвоприноси-
         тельной  литературе   как  божества,   связанные   с  за-
         рей  («Айтарейя   Брахмана»,    II,  15),  и  долгая  хва-
         лебная  песнь,  специально   посвященная    им,  должна
         быть   исполнена   жрецом-хотри     до   восхода  солн-
         ца.  Дочь  Сурьи  описывается   как  восходящая   на  их
         колесницу    (I,  116,  17;  I,  119,  5),  а  «Айтарейя
         Брахмана»    (IV,  7,  9)  содержит    рассказ  о   том.
         как  боги   участвовали    в  скачках,  соревнуясь    за
         получение   приза   «Ашвина-шастра».      И  его  завое-
   315   316   317   318   319   320   321   322   323   324   325