Page 135 - Славянское царство
P. 135

напав при императоре Пробе на Иллирик, практически стерли Эпидавр с лица земли,
               крепость  была  расширена.  [Сам  же  Эпидавр],  по  свидетельству  Салонского,  был
               совсем  оставлен  жителями,  так  как  в  нем,  как  пишет  святой  Иероним  в
               жизнеописании святого Илариона [Великого] (S. Ilarione  Abbate), завелся дракон по
               имени Боа (Boas), который проглатывал быков, убивал пастухов и отравлял своим
               дыханием воздух, поселившись в бездонной пещере, которую и теперь можно видеть
               в центре Эпидавра. Упомянутый дракон был сожжен святым Иларионом примерно в
               360  году  от  Рождества  Господня.  Филиппо  из  Бергамо,  говоря  о  происхождении
               Рагузы  (IX),  утверждает,  что  она  была  основана  гражданами  Эпидавра  после  его
               разорения готами в 453 году. Почти то же самое пишет Константин Порфирородный.
               В книге, озаглавленной «Договоры, законы и союзы Римской империи» (Foedera, ivra,
               ас societates imperii Romani) он пишет о происхождении Рагузы следующее: «Город
               Рагуза получил свое имя от слова «скала» (Sasso), по–гре- чески лбт, поэтому сначала
               его  жителей  называли  «лаусеями»,  а  затем  из-  за  искажения  [первой]  буквы
               «раусеями».  Прежде  они  назывались  эпидаврянами  (Epidaurij)  по  имени  города
               Эпидавра,  который  вместе  со  всей  остальной  Далмацией  был  захвачен  славинами;
               при  этом  горожане  были  частью  перебиты,  частью  уведены  в  плен.  Сумевшие
               спастись  бегством  укрылись  на  отвесных  скалах  и  основали  городок  (terriciola),
               который был впоследствии расширен и обнесен стеной, составляющей в окружности
               почти  полмили.  Первыми  переселенцами  были  Григорий,  Арсафий  (Arsatio),
               архидиакон Валентин, Валентин — отец протоспафария Стефана (Fauentino prete di S.
               Stefano).  С  тех  пор,  как  они  покинули  Салону  и  основали  упомянутый  город,  по
               сегодняшний день минуло пятьсот лет. В этом городе покоится святой Панкратий в
               церкви  Святого  Стефана,  которая  находится  в  центре  города.  Из‑за  скудности  и
               бесплодия  своей  земли  раусеи  отдают  предпочтение  не  возделыванию  полей,  а
               торговле и морским перевозкам». Так пишет Константин. Арнольд Понтак Бордоский
               в «Трактате об изменении государств» пишет, что Константин написал упомянутый
               труд  в  959  году,  так  что  основание  Рагузы,  согласно  его  утверждению,  должно
               относиться  к  459  году.  В  этом  случае  Константин,  утверждая,  что  Эпидавр  был
               разрушен славинами, допускает ошибку (если, правда, он не понимает под славянами
               готов), поскольку, по свидетельству Прокопия, Сабеллико и многих других историков,
               славяне впервые вторглись в Далмацию при императорах Маврикии и Фоке, первый
               из которых правил с 583 года, а второй — с 604–го. По этой причине славяне не могли
               быть теми, кто разрушил Эпидавр, а были ими готы, которые задолго до того, как
               святой  Иларион  прибыл  в  Далмацию  и  убил  эпидаврского  дракона,  разрушили
               упомянутый город, на чьих руинах его горожане (согласно Сабеллико и практически
               всем другим писателям) и основали новый город Рагуза. И было это не в 453 году, как
               считают  вышеупомянутые  авторы,  а,  как  пишет  в  своем  трактате  о  Далмации
               Михайло Салонский, самый древний из всех упомянутых авторов, в 267 году. И это
               представляется более правдоподобным, поскольку, если в 360 году в Эпидавре жил
               дракон,  то  там  не  могло  быть  никакого  поселения,  так  как  он  своим  дыханием
               отравлял воздух. К тому же и святой Иероним говорит, что дракон убивал не горожан,
               а тамошних пастухов, откуда с очевидностью следует, что Эпидавр к тому времени
               полностью  обезлюдел,  а  его  жители  уже  переселились  в  новый  город  Рагуза.
               Относительно  основания  Рагузы  большую  ошибку  совершает  и  Диоклеец,  когда



               К оглавлению
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140