Page 154 - Славянское царство
P. 154
пока Господь не снизойдет и не освободит от столь жестокого преследования. После
смерти Радмира правили один за другим четыре короля- злодея. При них христиане
постоянно подвергались жестоким преследованиям. Однако, поскольку перо наше
спешит перейти к вещам более отрадным, мы опустим описание их злодеяний и
преследований, которые претерпели от них христиане. Немалое число последних, как
жителей Приморья, так и Севера, чтобы не запятнать себя их гнусными и мерзкими
обычаями, ушла в упомянутые дикие горы, полагая, что лучше вытерпеть любые
лишения и невзгоды, нищету и голод, но спасти свою душу, чем владеть насущным
добром с ущербом для души. После кончины вышеупомянутых четырех королей от их
потомства родился Святмир (Svetmir), который, став королем, не пожелал более
мучить и преследовать христиан. При нем процвел в Фессалониках Константин
Философ, сын патриция Льва. Будучи глубоким знатоком Священного Писания и ведя
при этом достойную подражания жизнь, он покинул свою родину и, ведомый святым
духом, прибыл в страну Хазарию. Вступив в диспуты с первыми тамошними
мудрецами, он превзошел их всех и ежедневной проповедью обратил всю упомянутую
страну в Христову веру, а вскоре после этого обратил и болгар. Тем временем Святмир
скончался, и ему наследовал Святополк (Svetopelek). Во время его правления папа
Стефан, осведомленный от многих о жизни и учении Константина, написал к нему,
призывая прибыть к себе. Константин, прочтя послание и решив принять
приглашение папы, захотел перед отъездом оставить тем, кого он обратил в Христову
веру, духовную пищу, которой они могли бы подкрепляться в его отсутствие. Он
рукоположил в сан священников для наставления этих народов в христианском
вероучении и, помимо этого, перевел для них с греческого языка на славянский
Христово Евангелие и псалмы Давида со всеми книгами Ветхого и Нового Заветов.
После этого, простившись со всеми, он отбыл в Рим. По пути туда он заехал к королю
Святополку. Принятый им за свое целомудрие и редкую ученость с великим почетом,
он стал наставлять его в христианском обряде и вероисповедании, которое
Святополку чрезмерно понравилось. Посему он принял христианство со всеми своими
подданными. Когда весть об этом достигла христиан, живших в горах, их охватила
великая радость. Спустившись с гор и оставив другие убежища, они стали
благословлять и восхвалять Господа, даровавшего спасение тем, кто возложил на
него все свои надежды. Упомянутый король дозволил христианам, говорившим на
латыни, вновь отстроить и восстановить города и крепости, некогда разрушенные
язычниками. Он повелел также, чтобы были определены и описаны пределы и межи
всех его владений. Спросив об этом у своих мудрецов и не добившись от них никакого
ответа, он отправил послов к папе Стефану и константинопольскому императору
Михаилу, прося помочь ему в этом деле. Когда послы, отправленные в Рим, изложили
свое поручение папе, тот несказанно обрадовался, так как надеялся через это еще
больше укрепить короля и его народ в Христовой вере. Посему, отпуская послов, он
отправил вместе с ними кардинала Гонория, мужа изрядной учености и достойной
подражания жизни, наделив его теми полномочиями, которые принято давать лицам
такого звания при исполнении подобных поручений в христианской стране. Вместе с
упомянутым Гонорием были посланы еще два кардинала, которые должны были
помочь этому новообращенному в Христову веру народу избрать епископов, освятить
церкви и совершить прочие необходимые действия. Кардиналы, прибыв в Иллирик,
К оглавлению