Page 26 - Славянское царство
P. 26
власти над людьми. Поэтому при угрозе смерти во время болезни у себя в доме или на
войне они обязаны по заповеди, если им удастся выздороветь, едва миновала
смертельная опасность, совершить по обету свое жертвоприношение; и они твердо
убеждены, что именно этой жертвой обрели исцеление. Помимо этого они
поклоняются рощам и нимфам с прочими демонами, которым они приносят жертвы,
и при жертвоприношении производят гадания. Живут они в неких хижинах, дурно
построенных и грязных, стоящих на большом расстоянии друг от друга, и часто
меняют место своего жительства, как у них принято. Во время войны большинство из
них выступает пешим строем, идя на врага с небольшим круглым щитом и копьем в
руке, нагрудных лат же они никогда не надевают, при этом некоторые из них во время
похода не носят одежды, ни новой, ни старой, за исключением неких покровов,
спускающихся до бедер — так они идут на врага. И язык у них варварский, и по
телосложению они не отличаются между собой, поскольку все они весьма высокого
роста и сильны телом. Что касается цвета кожи и волос, нельзя сказать, чтобы они
были чрезмерно или совершенно светлые, но и темными они вовсе не назовешь —
скажем, ближе к светлым. Жизнь у них трудна и лишена изящества, но они не дорожат
ей на манер массагетов. Питаются они грубой и гнусной пищей, однако не коварны и
не вероломны. Опустошение и грабеж они производят на манер гуннов. В
действительности некогда славины и анты имели единое прозвание, поскольку
древние называли их спорами, что значит «рассеянные», я думаю, потому, что они
жили отдельно друг друга в своих хижинах, и имели много земли, подобно тем, что
жили за Дунаем». Несмотря на свою дикость и свирепость, они тем не менее окружали
великим почетом своих жрецов. О религии этих антов пишет Еремей Русский в
«Русских летописях», что среди прочих богов они поклонялись идолу, под ногами у
которого находилась человеческая голова и еще другая голова, львиная; в правой
руке он держал стрелу, а в левой — серебряный шар, и звали его Якобог, то есть
«сильный Бог». Был он отделен от идолов славян, о которых Прокопий в III книге
далее пишет: «В это время славин- ское войско, перейдя Дунай, произвело ужасающий
разгром и нанесло большой урон всем иллирийцам вплоть до Драча: часть из них
перебили, часть, не разбирая ни пола, ни возраста, кого могли, увели в полон, унеся их
имущество, и всюду проявили великую свирепость. Захватили они также множество
хорошо укрепленных крепостей, находившихся в тех местах, и, совершая набеги куда
им вздумается, предали все разграблению. Иллирийские государи, собрав
пятнадцатитысячное войско, хотя и принялись сразу же преследовать неприятеля,
однако не осмеливались к нему приблизиться». И далее: «В это время славинское
войско, численностью не более трех тысяч, легко перейдя Дунай, так как не было
никого, кто мог бы им воспрепятствовать, разделилось на две части, каждая по
полторы тысячи человек. Начальники ромейского войска, вступив в сражение, кто в
Иллирии, кто во Фракии, были разбиты и пали в бою вместе с немалой частью своих
воинов. Оставшиеся в живых спаслись бегством. Итак, когда эти начальники были
перебиты варварами, значительно уступавшими им в численности, Асбад, бывший
оруженосец императора, в ту пору командир конного отряда, вступил в стычку с
другим войском варваров. Поскольку его воины обратились в бегство или были
перебиты, он попал в плен к неприятелю. Славины, вырезав ремни на спине, сожгли
его заживо. После этого славины разграбили все вплоть до побережья, взяв
К оглавлению