Page 24 - Славянское царство
P. 24

имения. Посему крепче держи свою удачу, она может выскользнуть, и против воли ее
               не  удержишь.  Со  временем  ты  лучше  поймешь  пользу  этого  совета,  чем  сейчас.
               Наложи узду на свое счастье: легче будешь им управлять. У нас говорят, что у удачи
               нет ног, а только руки с перьями: протягивая руки, она не позволяет касаться перьев.
               Наконец, если ты бог, ты сам должен оказывать смертным благодеяния, а не отнимать
               у  них  добро. Если  же ты  человек, то  помни, что ты  всегда  им  и останешься.  Глупо
               думать о том, ради чего себя самого забываешь. С кем ты не будешь воевать, в тех
               сможешь  найти  верных  друзей.  Самая  крепкая  дружба  бывает  между  равными,  а
               равными считаются только те, кто не мерялся силами. Тем, кого ты победил, у тебя
               нет веры, что они твои друзья, ибо между господином и рабом не может быть дружбы;
               права войны сохраняются и в мирное время. Не думай, что скифы удостоверяют свое
               расположение клятвой: их клятвы в сохранении верности. Эта предосторожность в
               обычае у греков, которые договоры подписывают и любят призывать богов. Кто не
               уважает людей, тот обманывает богов. И тебе не нужен друг, в верности которого ты
               можешь усомниться. В нас ты наверняка найдешь стражей Азии и Европы. Бактрии
               мы касаемся, где ее отделяет Тана, а за Таной мы населяем земли вплоть до Фракии;
               а  с  фракийскими  холмами  и  горами,  говорят,  граничит  Македония».  Так  говорил
               варвар.  Царь,  противореча  им,  ответил,  что  хочет  испытать  свою  удачу,  которой
               привык доверяться, а уж потом воспользуется советом тех, кто призывает его ничего
               не делать необдуманно».
                    Вступив  после  этого  со  всем  своим  войском  в  сражение  с  упомянутыми
               славянами,  Александр  понес  немалые  потери,  нанеся  при  этом  противнику
               незначительный  урон.  Дело  в  том,  что  славяне,  видя,  что  войско  Александра,
               снабженное  всеми  видами  вооружения,  стало  теснить  их,  следуя  своему  обычаю,
               отступили в глубь Сарматии. Для описания деяний, которые они там с самого начала
               совершили,  и  славных  походов,  которые  они  предприняли  и  затем  благополучно
               завершили, пожелай кто заняться этим, ему не хватило бы срока, отпущенного для
               жизни человека.
                    Это воинственное славянское племя никогда не пребывало в покое. Стремясь к
               великим  свершениям,  оно  решило  оставить пустыни  Сарматии.  Выйдя  из  нее,  оно
               разделилось на две части. Одна пошла на север и заняла побережье Балтийского моря,
               как пишет Давид Хитреус в «Саксонии» (III): «Балтийское море начинается от устья
               реки  Траве,  порта  Любека  и  простирается  на  двести  пятьдесят  германских  миль
               между Германией, Пруссией, Ливонией, Русью и противолежащим побережьем Дании,
               Готландии  (Gothia)  и  Финляндии  вплоть  до  Выборга.  Генетские,  или  венедские,
               народы,  которых  германцы  называют  вендами  (Vuenden),  итальянцы  славянами,  а
               наши  также  вандалами,  заняли  все  это  побережье  Балтийского  моря».  Иоганн
               Авентин (IV) говорит: «Земли, прилегающие к Венедскому морю с южной стороны,
               населены свирепым народом, а именно эстами и другими славянскими племенами».
               Птолемей (III, 5) пишет: «Многочисленные народы венедов населяют большую часть
               Сарматии по всему Венедскому заливу». Об этих славянах венедах у нас пойдет речь в
               своем месте. Другая часть славян отправилась на юг и заняла побережье Дуная. Там
               они  позднее  пытались  захватить  также  и  владения  Ромейской  империи  (Imperio
               Romano),  земли  которой  они  постоянно  опустошали  и,  в  конце  концов,  захватили
               многие из них, как сообщает Прокопий Кесарийский, который, насколько известно,



               К оглавлению
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29