Page 23 - Славянское царство
P. 23
переправы, когда двадцать скифских послов, проехав по своему обычаю через лагерь
на лошадях, потребовали доложить царю об их желании лично передать ему свое
поручение. Впустив в палатку, их пригласили сесть, и они впились глазами в лицо
царя; вероятно, им, привыкшим судить о силе духа по росту человека, невзрачный вид
царя казался совсем не отвечавшим его славе. Скифы, в отличие от остальных
варваров, имеют разум не грубый и не чуждый культуре. Говорят, что некоторым из
них доступна и мудрость, в какой мере она может быть у племени, не расстающегося
с оружием. Их красноречие отличается от привычного нам и тем, кому выпало жить
во времена более изысканные, однако, если их речь и может вызвать неприязнь, тем
не менее следует ей доверять; все сказанное ими будет передано нами в точности.
Итак, как говорят, один из них, самый старший, сказал: «Если бы боги захотели
величину твоего тела сделать равной твоей жадности, ты не уместился бы на всей
земле; одной рукой ты касался бы востока, другой запада, и, достигнув таких
пределов, ты захотел бы узнать, где очаг божественного света. Ты желаешь даже того,
чего не можешь захватить. Из Европы устремляешься в Азию, из Азии в Европу; если
тебе удастся покорить весь людской род, то ты поведешь войну с лесами, зверями,
снегами и реками. Разве ты не знаешь, что большие деревья долго растут, а
выкорчевываются за один час? Глуп тот, кто смотрит на их плоды, не измеряя их
вышины. Смотри, как бы, стараясь взобраться на вершину, ты не упал вместе с
сучьями, за которые ухватишься. Даже лев порой служит пищей для крошечных птиц;
ржавчина поедает железо. Ничего нет столь прочного, чему не угрожала бы опасность
даже от слабого существа. Откуда у нас с тобой вражда? Никогда мы не ступали ногой
на твою землю. Знаешь ли ты, куда пришел? Не подобает, чтобы не знали нас,
живущих среди столь обширных лесов. Мы не можем никому служить и не желаем
повелевать. Дары наши вам посылаются, дабы вы знали скифов: пара волов, плуг,
стрелы, пика и чаша. Этим мы пользуемся и в общении с друзьями и против врагов.
Плоды, добытые трудом быков, мы подносим друзьям; из чаши вместе с ними мы
возливаем вино богам; стрелами мы поражаем врагов издали, а пикой — вблизи. Так
мы победили царя Скифии, а затем царя Мидии, а равно и Персии. Перед нами был
открыт путь вплоть до Египта. Ты хвалишься, что пришел сюда преследовать
грабителей, а сам грабишь все племена, до которых дошел. Лидию ты захватил, Сирию
(Soria) занял, владеешь Персией, бактрийцы под твоей властью, в Индию хочешь
идти; к нашим овцам протягиваешь свои жадные и ненасытные руки. Зачем тебе
богатство, которое только усиливает твой голод? Ты первый среди всех стал
испытывать его от пресыщения; чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью
стремишься к тому, чего у тебя нет. Неужели ты не помнишь, как долго ты возишься
с бактрийцами (Bassi), которых во что бы то ни стало желаешь победить? Согдийцы
вновь начали войну. Война у тебя рождается из побед. И хотя тебя считают самым
великим и могущественным, никто, однако, не может терпеть чужестранного
господина. Попробуй пройти Тану, и ты узнаешь, как широко она раскинулась. Скифов
же ты никогда не настигнешь. Наша бедность будет быстрее твоего войска, везущего
с собой добычу, награбленную у стольких народов. Но когда ты будешь думать, что
мы далеко, ты увидишь нас в своем лагере. Одинаково стремительно мы и преследуем
и убегаем. Мы слышали, что скифские пустыни даже вошли у греков в поговорки, но
мы больше любим места пустынные и невозделанные, чем города и изобильные
К оглавлению