Page 267 - Славянское царство
P. 267

королевства.  Томаш,  следуя  во  всем  прочем  христианскому  обряду,  в  течение
               длительного  времени  воздерживался  от  принятия  святого  крещения,  будучи,
               вероятно, заражен манихейской ересью. Согласно [Рафаэлю] из Вольтерры, он был
               крещен  уже  после  своего  избрания  королем  кардиналом  Св.  Ангела  Хуаном
               Карвахалом  (Gioanni  Caruaialla).  Помимо  этого,  в  «Францисканской  хронике»  (3–й
               параграф  VI  книги)  значится, что  фра  Джакомо  делла  Марка  обратил  упомянутого
               короля в католическую веру. Томаш был женат на Катарине, дочери Стефана Косачи,
               герцога Св. Саввы, и поддерживал тесную дружбу с рагу- зинцами. Во время войны
               своего тестя Стефана с рагузинцами он не раз пытался уговорить его отказаться от
               этой  затеи.  По  убеждению  вышеупомянутого  кардинала  Хуана  он  отправился  в
               Венгрию, где при посредстве этого прелата заключил союз с венграми, пообещав им
               предпринять решительные действия против Турка, однако впоследствии сделал все
               наоборот. Желая угодить папе римскому, которым был тогда Пий II, он отправил к
               нему  посольство  в  составе  епископа  Чивидале–дель–Фриули  (Cenad)  и  епископа
               Сеньи  (Segna).  Их  сопровождал  хорватский  князь  Стефан  из  рода  Франкопанов,
               давшего некогда миру римского папу Григория I Великого, украшение Церкви, и один
               ученый  монах  (dottore)  из  Тревизо,  которого  Пий  впоследствии  сделал  епископом
               Далмации.  Упомянутые  послы  были  радушно  приняты  папой,  находившимся  в  ту
               пору в Мантуе. Всем довольные, они простились с ним и успели покинуть пределы
               Италии  прежде,  чем  пришло  известие  об  измене  христианскому  делу,  учиненной
               королем Томашем. Латинские историки именуют его Стефаном. Подобно тому, как в
               прошлом римляне именовали своих государей цезарями или августами, а египтяне —
               фараонами или птолемеями, так и боснийцы, как пишет Иоганн Гобеллин в «Записках
               о достопамятных деяниях Пия II» (III), именовали своих королей стефанами. Среди
               последних Томаш отличался изворотливостью, переменчивостью и непостоянством
               в  поступках.  В  тысяча  четыреста  пятьдесят  девятом  году  он,  желая  показать  себя
               ревностным  католиком,  или  же,  как  полагали  многие,  желая  удовлетворить  свою
               жадность, издал указ, согласно которому все ере- тики–манихеи (а их жило в Боснии
               немало),  не  желающие  креститься  и  принять  римско–католическую  веру,  должны
               были покинуть страну, а их имущество подлежало конфискации. Посему примерно
               две тысячи упомянутых еретиков приняли тогда крещение. Сорок же, или чуть более,
               наиболее  упорных  среди  них  после  долгих  скитаний  ушли,  наконец,  к  Стефану,
               герцогу  Св.  Саввы,  который  (как  полагают  некоторые)  был  приверженцем
               упомянутой секты. Трое главарей этих еретиков, пользовавшихся немалым влиянием
               при дворе боснийского короля, были связаны и доставлены епископом Нина (Nona) в
               Рим,  где  папа  Пий  II  повелел  заключить  их  в  монастырь.  От  кардинала  Св.  Сикста
               Хуана (Gioanni Cardinale di San Sisto) они получили наставление в католической вере,
               и,  отказавшись  от  заблуждений  нечестивого  манихейства,  приняли  веру,
               исповедуемую  Римской  Церковью,  которая  не  способна  на  обман,  но  и  не  терпит
               обмана. Восстановив мир в их душе, [папа] отослал их обратно к королю. Двое из них
               остались  верны  католической  вере,  а  третий,  подобно  псу,  вернулся  к  своей
               блевотине — на обратном пути он сбежал к упомянутому воеводе и не вернулся к
               королю Томашу. Четырнадцатилетний сын Томаша, отправившись со своей матерью
               помолиться  Млетской  Богородице  (древнейшему  образу,  пользовавшемуся  в
               прошлом  глубочайшим  почитанием,  особенно  среди  боснийцев),  находящейся  в



               К оглавлению
   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272