Page 39 - vovie
P. 39
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 38
объемного труда, однако создается впечатление, что все предыдущие и последующие короли
призваны лишь для того, чтобы «сколотить» ему правдоподобную историческую рамку.
История Готфрида начинается с падения Трои. В XII веке это была точка отсчета, как
позже Великий потоп или разрушение Иерусалимского храма. «Датировка» этого события
осуществляется, если и неубедительно, то по крайней мере остроумно. От падения Трои до
рождения Иисуса должно было пройти около 1150 лет – столько же, сколько от рождения
Иисуса до времени создания «Истории», следовательно, Иисус является центром временной
оси.
Предполагаю, что Эш в самом начале своей книги – по крайней мере я не нашел у него
отрицания этой моей гипотезы – пытается навязать читателю древние легенды и сказания и
продолжить их. Эш пытается убедить читателя, что падение Трои действительно состоялось
около 2300 лет до Готфрида. Эней «эмигрировал» после этого в Италию. Правнук Энея Брут
отправился еще дальше, в Англию, освободил острова от великанов, назвал их в свою честь и
заложил на Темзе «Новую Трою», Лондон. Читатели, надо полагать, были в восторге. Дальше
следует список имен и деяний 75 королей, «почти все из которых были порождены его
фантазией» (немецкий перевод книги Эша, с. 17). Среди них есть и свой собственный
летающий Виланд или Дедал (в данном случае Бладуд), приделавший себе пару крыльев,
использовавший один из храмов Новой Трои для начала своего полета и упавший на землю. Его
сын король Лир правил в VIII веке до н. э.
Узнаваемость сказочных фигур, их местная самобытность, оригинальные, но
этимологически схожие, часто «семантически значащие» имена как в случае неудачного
летчика – это обычный прием в подобных сочинениях, где таким образом мифы взаимно
подтверждают «историчность» сказаний. По-человечески вполне понятно, что англичанин
хочет подарить своему народу замечательного прародителя – летающего короля, чье
существование и деяния подогнаны к другим мифам, зафиксированы и в других легендах и
таким образом вроде бы подтверждаются. Однако исследователь должен быть крайне
осмотрителен, прежде чем, исходя из созвучия имен и схожести событий, делать вывод о
«едином индоевропейском наследстве». Лишь немногие понимают, что законы перестановки
согласных часто выводят из различных стилей и способов написания. Само произношение
обычно жестче, чем письменный текст, в котором оно фиксируется.
Творец виртуальной истории не должен обращаться к уже существующим именам, чтобы
не быть сразу разоблаченным. Поэтому собаку Артура зовут Кабал, а не Цербер, что было бы
крайне подозрительным. Из Цербера он стал Кабалом, потеряв, в соответствии с самобытной
(«кельтской») традицией, внутреннее «Р» и сменив конечное «Р» на «Л». При этом законы
перестановки согласных не нарушаются, ибо сами они выводятся из примеров, в том числе и из
данного.
Но вернемся к рассуждениям Эша. «Почти все» из 75 королей суть порождения чистой
фантазии, говорит историк. Критик вправе задать вопрос: почему почти? Ведь в романе о Томе
Сойере и Геке Финне мелькают подлинные исторические имена, например, имя тогдашнего
президента Соединенных Штатов. Почему нет? Цезарь, Клавдий и Траян, появляясь на
страницах «Истории королей Британии», вроде бы добавляют убедительности всему
историческому трактату, «превращают в реальность» все написанное до и после упоминания их
имен. Но и здесь Готфрид противоречит общепризнанным с сегодняшней точки зрения фактам:
из патриотических соображений он заявляет, что никакого завоевания Англии римлянами не
было, а правящие короли Англии платили императору дань по доброй воле.
Итак – через двенадцать веков после события – этот позор «оказывается», наконец-то,
смыт. Хотя, казалось бы, по прошествии стольких лет можно только гордиться тем, что твой
народ был приобщен к цивилизации римлянами. В этом вопросе Эш не согласен с Готфридом
Монмутским: он придает распространению римской цивилизации на Британии большое
значение и тем самым признает римское завоевание ее территории.
Католическая оценка событий, которой Эш следует, такова: все язычники – пикты, скотты
и саксы – варвары, а все кельты – христиане. И это несмотря на то что, как Эш прекрасно знает,
христианизация Англии V века не подтверждается данными археологических раскопок.
Приходится ему опираться на письменные источники. В IV веке некий лондонский