Page 43 - vovie
P. 43

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  42

появилось в Валенсии лишь в 1742-м.
       О чем же шла речь в пресловутых «Хрониках»?
       Игуэра утверждал, что в монастыре Фульда (да, мастерские поддельщиков были не столь

уж и многочисленны) он обнаружил рукопись, содержащую тексты многих испанских
церковных писателей эпохи вестготов: Флавия Луция Декстра, сына святого Пациана,
причислявшегося святым Иеронимом к отцам церкви; Марка Максима, епископа Сарагосы,
которого Сан Исидор Севильский называл «одним из знаменитейших»; известного в свое время
Луитпранда из Павии; святого Браулио, епископа Сарагосы и ближайшего друга Исидора
Севильского; современника последнего Тахона; а также Вальдередо, Хелеки и других
сарагосских епископов. Представленная в писаниях святых отцов история испанской церкви до
«Реконкисты» 42 как нельзя более соответствовала насущной потребности в подтверждении
длительной и непрерывной христианской традиции Иберийского полуострова. В этих текстах
появлялись вымышленные святые, всем возможным местностям присовокуплены были ореол
мученичества и конкретные мученики с соответствующими реликвиями; были сведения о
якобы имевшихся там в прошлом епископах и о якобы состоявшихся синодах.

       «Фрагменты» из рукописи Игуэра послал образованнейшему человеку своего времени,
епископу Сегорбы Хуану Баутисте Пересу, который тотчас же распознал фальшивку. Но
прошло три года, епископ умер, Игуэра подчистил наиболее вопиющие ошибки и превратил
«Фрагменты» в «Хроники», в которых вместо связного текста был списком дан перечень
событий с указанием дат. В такой лаконической форме было много проще вводить в
заблуждение 43. Факты так искусно перемежались с ложью и распространенными в ту эпоху
заблуждениями, что «Хроникам» безоговорочно поверили.

       Печатное издание появилось, разумеется, на латыни, хотя оригинал из Фулды был якобы
написан на готском. Немногие проницательные современники посмеялись столь вопиющему
подлогу, большинством же книга была воспринята как документ неоценимой важности, как
«реликвия» (одни из оппортунизма, другие по недомыслию, как выразился Майянс).

       Этот Грегорио Майянс и Сискар подготовил к печати и издал в Валенсии в 1742 году
неоконченный труд известного и отмеченного высшими наградами гуманиста Николаса
Антонио (р. 1617, Севилья – ум. 1684, Мадрид). Антонио, человек энциклопедических
познаний, был основателем и по сей день существующей «Испанской библиотеки». Его личное
собрание насчитывало 30 000 томов. В 1652 году он приступил к анализу «Хроник», поначалу
считая, правда, что Игуэра действительно располагал некоей рукописью из Фульды и внес в нее
изменения. Он известил об этом своих коллег. Постепенно он пришел к выводу о том, что
изложенная Игуэрой история абсолютно баснословна. Некоторые, не менее знаменитые люди,
пытались оппонировать этому выводу. Из аргументов: сведения Игуэры догматически
корректны и прекрасно вписываются в историческую картину. На защиту Игуэры поднялся
такой известный ученый, как, например, Томас де Варгас. Его аргументы были просты: Игуэра,
историк и богослов безупречной репутации, пользовавшийся услугами помощников со столь же
безупречной репутацией, имел полное право слегка откорректировать данные в соответствии с
изменившимися догматами.

       В «Критике вымышленной истории» Антонио с полной убедительностью доказывает, что

   42 Автор заключает слово «Реконкиста» (Отвоевание) в кавычки, так как он ниже показывает, что ни о каком
отвоевании Испании не может быть речи. Отвоевывать можно лишь то, что прежде было завоевано, и к
христианскому историческому мифотворчеству в Испании относится и по сей день сказка об арабском завоевании
(Конкисте) якобы христианского Иберийского полуострова. На самом же деле берберы и арабы составляли здесь
автохтонное население и мусульманство (как и местный иудаизм) были занесены сюда не на кончике меча или
сабли, а возникли здесь в результате мирной идейной (религиозной) эволюции. Единственной реальной Конкистой
было именно христианское завоевание Испании и Португалии (другой вопрос, можно ли его считать частью
великого «монгольского» завоевания).

   43 Не исключено, что при выборе формы своих «Хроник» Игуэра воспользовался успешным опытом Йозефа
Юстуса Скалигера, дедушки современной лживой хронологии, которую он тоже представил (впервые в 1583 году,
а затем в 1608 году) в виде набора хронологических таблиц.
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48