Page 44 - vovie
P. 44

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  43

исторический трактат Игуэры – всего лишь собрание сказок. Некоторые ученые (например,
граф де Мондехар в «Церковных трактатах») поддержали эту точку зрения, тем более что
оригинала рукописи из Фулды никто никогда не видел.

       Однако «Критика» (censura) Антонио, увидев свет лишь через 90 лет после этого, в 1742
году, не принесла сокрушительной победы истине, ибо названные выше сказки за этот почти
вековой срок прочно укоренились в историческом сознании. В обосновании инквизицией
печатного издания «Критика» Антонио говорилось, что в том «изобильном на открытия и
вымыслы веке люди готовы были поверить и утвердить в истории всякого рода небылицы, так
что неотложнейшей задачей стало определение достоверности источников, отделение в них
правды от вымысла».

       «Неотложную задачу», однако, отложили за неосуществимостью. Более того,
по-прежнему отъявленную ложь и старые лживые сказки (например, труды Исидора и Браулио)
с помощью перекрестных ссылок и контраргументов превращали в «неопровержимые» факты.

       Майянс приводит обстоятельное жизнеописание Антонио и некоторые сведения об
Игуэре, который вовсе не был дилетантом в исторической науке: его «Исследование о
мосарабах» до сих пор высоко ценится специалистами.

       Не обошлось и без усилий по приданию фальшивке (якобы) из Фульды большей
весомости. В 1595 году в Гранаде обнаружились свинцовые таблицы и книги, якобы
подтверждающие подлинность текстов из Фульды. Публично они нигде не выставлялись, и в
счастливую находку просто поверили, ибо в ней якобы встречались многие имена и
утверждения из «Хроник» Игуэры. Однако слухи о фальсификации, ходившие в определенных
кругах, заставили короля Филиппа II назначить специальную комиссию, которая и подтвердила
подлинность находки в 1596 году и еще раз – в 1597 году. Сомневающиеся голоса, вероятно, не
стихали, и развеять подозрения были призваны две новые комиссии, созданные королем
Филиппом III в 1604 и 1609 году. При Филиппе IV игра продолжилась. Впоследствии, однако,
история приняла неожиданный оборот: изменилось учение, и с 1652 года содержание таблиц
стало считаться еретическим. В 1682 году тексты таблиц из Гранады – тем временем
выяснилось, что некоторые из них были изготовлены из меди – были строго осуждены Папой
Иннокентием XI. Майянс мог не бояться преследования со стороны церкви, причисляя их к
несомненным фальшивкам.

       Халтурной подделкой называет он также «Хронику» Ауберто (или Хаусбертуса)
Гиспаленсе (из Севильи). Она была сфабрикована пользовавшегося доброй репутацией
священника и писателя Лупианом Сапатой и издана в 1667 году Грегором Аргаисом из
Логроньо. После смерти фальсификатора, встретившего закат жизни на Ибице, в том же 1667
году, обнаружилось, что он является автором множества подделок, и все же некоторые
изданные им якобы античные тексты до сих пор считаются подлинными.

       Майянс приводит в качестве доказательств 35 писем Антонио и его коллег, при чтении
которых волосы встают дыбом. В лучшем случае содержащиеся в них разоблачения
фальсифицированных отцов церкви читаются местами как детективный роман. В «древних»
рукописях цитируются авторы, жившие на 300 лет позже времени их написания. Это
доказательство того, что общая хронология в то время еще не была скоординирована.

       Как уже было отмечено выше, непременным условием христианской историографии было
преследование христиан и мученичество, к которому оно якобы приводило. В 1637 году некий
чеканщик монет, желая подкрепить традиционные обвинения Диоклетиана в жестокостях
против христиан, выпустил прекрасно сделанные римские монеты с надписью
CHRISTIANORUM SUPER-STITIONE DELETA (Христианское суеверие было разрушено).
Даже известные ученые не сразу распознали подделку: ведь она подтверждала привычные,
навязанные католической церковью представления о преследованиях христиан в эпоху
Диоклетиана (абсолютная точка отсчета христианского историописания).

       Одна из самых популярных фигур в Валенсии и в католическом мире – святой Лоренцо.
Даже Неаполь и Рим оспаривают друг у друга честь считаться городом, в чьих стенах он
появился на свет в 226 году от Рождества Христова. Его родители были, вероятно, выходцами
из Уэски (Испания); при императоре Диоклетиане они бежали от преследования христиан
(которое должно было начаться лишь через 58 лет в малоазийском провинциальном городе
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49