Page 63 - vovie
P. 63
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 62
лет вплоть до 616 года н. э., когда он «вознесся в лучший мир царствия небесного». Прямо так
сразу? Минуя преддверие ада или чистилище? Он погребен в церкви «святых апостолов Петра
и Павла». Человек, имеющий хоть малейшее представление о возникновении церковных догм,
сразу поймет, что для VIII века это выражение совершенно невозможно. Так же, как и то, что
Папу Римского Бэда именует «Святой отец».
Обоснование роли Рима как центра и средоточия церковной жизни («ибо в нем жили,
учили, скончались и погребены святые апостолы Петр и Павел») типично для XII и XIII веков.
Вспомним епископов Сантьяго в Галисии, более столетия претендовавших на главенствующую
в церкви роль на том основании, что в их городе покоятся мощи брата Господнего Иакова,
знаменитейшего из апостолов. Бэда основывает свою аргументацию на «решениях синода в
Витби, 664 год н. э.» и подчеркивает величие вселенской церкви, которая «как у себя дома в
Африке, Азии и Египте» (с. 209). Однако, как считается, в то время в большей части этих
регионов царил ислам. И католическими они никогда не были.
К сожалению, книга Бэды оканчивается на 731 годе; тем не менее ему известны битвы при
Туре и Пуатье (732 год), в которых сарацины потерпели сокрушительное поражение (с. 213).
Совершенно без всяких оснований Бэда приводит перечень святых мест в Палестине.
Спор о дне празднования Пасхи, имеющий для Бэды большое значение, выглядит
анахронизмом, так как он означает разрыв с иудаизмом (Бодманн, с. 214). А это случилось либо
уже в IV веке, – конечно, если церковь в то время существовала, – либо необходимость в этом
возникла только в XI веке (при историческом рассмотрении). Мы еще не раз вернемся к спору
об определении дня Пасхи как важному ориентиру для определения времени создания текстов.
Основной вопрос: когда наступает день весеннего равноденствия. По «так называемым
постановлениям Кесарийских соборов (V–VI века)» этот день приходился на 25 марта, в то
время как александрийская община придерживалась даты 22 марта – последней, рассчитанной
самими иудеями перед изгнанием; впоследствии корректировка стала невозможной.
Перенесением срока на (языческие) 25 марта подтверждалось господство Рима и размежевание
с праздником иудейской пасхи (пейсах).
Бэда, однако, за точку отсчета берет 21 марта, дату, абсурдную для VIII века: за счет
ошибки юлианского календаря начало весны он должен был наблюдать 14 марта. 21 марта – это
возвращение к солнечному календарю Августа, принятому в те годы, когда жил Христос.
Обращение к этому календарю приводит к тому, что юлианский календарь в XV веке неверен
(это неоднократно было установлено Николаем Кузанским и Региомонтаном). Когда Римский
Папа Григорий (1582) предпринял, наконец, астрономически выверенное исправление
календаря (причем разница составила 10 дней), он взял за точку отсчета другое «великое
событие» вместо точки отсчета, привязанной к жизни Христа: двадцатилетие правления
«первого христианского» императора Константина (325), ознаменованное к тому же «первым
Вселенским Собором» (Никейским).
Так что с переносом даты равноденствия Бэда поспешил ни много, ни мало – лет на
семьсот.
Еще одна типичная ошибка: в хронологической таблице Бэды Достопочтенного и во 2
главе первой книги «Проповеданной истории» появляется некая дата «до воплощения
Спасителя», важная отправная точка: завоевание Англии Цезарем (693 г. от основания Рима =
60 году до н. э.). Бодманн предполагает (с. 200), что «вблизи начала координат (имеется в виду
1 год н. э.) это вычитание следует воспринимать как само собой разумеющееся». Тем самым
она разрушает всю свою красиво выстроенную систему мыслей о том, что даты «до рождества
Христова» вошли в обиход лишь в эпоху Возрождения. Ту же ошибку (с другой датой)
допускает и Исидор.
Другая общая для Исидора и Бэды ошибка: картографические анахронизмы. До появления
карты Эбсторфера (ХШ век) существовали лишь портоланы, карты побережья для
мореплавателей. Карты мира наподобие каталонской (1375) в раннем средневековье еще
немыслимы. Как они попали в рукописи Бэды и Исидора – загадка. Промах становится
очевиднее, когда мы узнаем, что атласу мира предшествуют хронологическая таблица и расчет
даты празднования Пасхи, как сообщает Бодманн (с. 219). Подобный контекст отсылает нас
именно в XIV век, когда рука об руку развивались география, астрономия и церковная