Page 67 - vovie
P. 67

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  66

       К чести гуманистов следует заметить, что некоторые из них, не прикрываясь почтенным
прошлым, издавали свои творения под собственными именами: так, например, Хартманн
Шедель издал «Всемирную хронику» (1493) не на искусственно состаренной латыни, но на
хорошем литературном немецком 71, с картой Германии Г. Мюнцера. Вот здесь и начинается
научная (в нашем понимании) мысль.

       Я хотел бы подчеркнуть, что Гертруда Бодманн своим исследованием сослужила нам
добрую службу; я использовал ее изыскания и основные выводы, рассмотрев их, однако, с
новой точки зрения.

       Сама исследователь часто апеллирует к Ле Гоффу, открывшему своими работами новое
окно в средневековье. Обратимся и мы к работам этого выдающегося историка XX века.

                            Глава 7. РОЖДЕНИЕ ЧИСТИЛИЩА

       В 1981 году знаменитый историк Жак Ле Гофф 72 представил общественности результат
своего напряженного труда (частично основанного на книге Бар, 1946): он выпустил в свет
основополагающий труд «Рождение чистилища» (Purgatorium), в котором рассмотрел
становление и развитие этого понятия с церковной точки зрения. К сожалению, ему не хватало
широты взгляда, и, поскольку он свою основную мысль заранее четко сформулировал, ему все
время приходится менять другие свои представления. Верующий католик, о многих вещах он
судил исключительно предвзято, оставался глух к идеям, не отвечающим догме. Тем не менее я
обращаюсь к его работе, так как, во-первых, в ней дан обзор научных представлений по этой
теме, которым уже пользуются современные историки (например, Бодманн); во-вторых, анализ
его ошибок и заблуждений будет полезен для решения той истинной проблемы, которую он
старается скрыть от читателя.

       Прежде всего, Ле Гофф устанавливает (с. 12), что существительного «чистилище»
(Purgatorium) до XII века не было, а было лишь прилагательное «очистительный» (purgatorius, –
а, – m). Подразумевался при этом – огонь. Эта тонкость (впрочем, известная и ранее и в такой
строгости не соответствующая истинному положению вещей) приводит его к открытию, что
понятие о чистилище, явившись теологическим новшеством, распространилось на Западе,
начиная с 1170 года. Если же слово «чистилище» встречается в более древнем тексте, то в этом,
по мнению Ле Гоффа, нужно искать либо вину переписчика, либо попытку «улучшения»
рукописи, либо неверную датировку.

       Однако в то время слово Purgatorium (не в смысле чистилище) было довольно
употребительным словом в повседневном обиходе, не имевшим теологической привязки. Оно
означало юридически законный публичный божий приговор (в основном кару, связанную с
огнем, от греч. Руг – огонь); но в то же время и некое медицинское действо – изгнание и
очищение (purgare); того же корня и слово Purgamentum (мусор, сор, дрянь, но и – оправдание,

   71 Естественно, на немецком своей эпохи. В недавнем переиздании книги ее пришлось снабдить длительным
введением и обширным комментарием, так как язык «Всемирной хроники» нелегок для понимания. Кстати, в
датировке 1493 годом можно усомниться. Она была внесена от руки на один из сохранившихся экземпляров книги
в XVII веке и основана на анализе сопровождавших появление книги документов. Однако традиционную
датировку этих документов никто критически не проверял.

   72 Жак Ле Гофф (родился в 1924 году в Тулоне) – один из ведущих представителей третьего поколения
французской «Школы Анналов», совершившей в XX веке малую революцию в исторической «науке». Вместо
«исторических событий», отдельных личностей и внешней политической канвы Школа поставила в центр своих
исследований понимание исторических процессов, подробное исследование быта и хозяйства в разные эпохи,
образа мыслей и т. н. ментальности. На большую революцию, охватывающую еще и новый подход к
хронологическим представлениям, представители Школы не решились. Ле Гофф был членом редколлегии
«Анналов» и президентом Школы высших исследований после Люсьена Февра и Фернана Броделя, виднейших
представителей двух первых поколений Школы.
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72