Page 68 - vovie
P. 68

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  67

очищение от греха).
       В текстах так называемых отцов церкви, созданных предположительно в поздней

античности, часто встречается выражение ignis purgatorius (огонь очистительный), где понятие
«огонь» присутствует в обоих словах: ignis и рur. Кроме этого, отцы церкви часто пишут о
flumen purgatorius , очистительном потоке. Встречаются и другие похожие выражения, так что,
вообще, возникает впечатление, что позднеантичные авторы, «уже не вполне понимая
значение», употребляли слово «огненный» лишь в переносном смысле. Такой представляется
мне поздняя ступень развития, но не начало формирования понятия.

       Логический ряд должен выглядеть примерно так: сначала Pur-gatorium было синонимом
телесного либо духовного очищения, затем ignis purgatorius стал употребляться в качестве
теологической концепции. Иначе говоря, сначала были сочинения о чистилище XII–XIII веков,
затем появились тексты (якобы II–IV века), оправдывающие отцов церкви, извлекших из
сравнительно примитивного чистилища в виде некоего (языческого) места и придавших в эпоху
Ренессанса этому понятию духовный смысл: одного из видов наказаний в потустороннем мире.
Но окажись мы в еще полуязыческом мире Ирландии XII века и узнай о взглядах на чистилище
святого Патрика как о связанном с определенным местом на Земле, мы были бы весьма
удивлены точкой зрения отцов церкви.

       Профан или специалист, христианин или анархист – всякий западный человек
представляет себе чрезвычайную важность понятия чистилища. Оно (в известной степени)
является характеристичным отличительным признаком между Восточной церковью
(византийской) и Западной (римской); и что оно послужило поводом к спору об отпущении
грехов, каковой (спор) привел к разделению уже Западной церкви на реформированную
(евангелическую) и католическую. Это понятие смелее даже сверхсовременной теории
относительности, ибо описывает место, лежащее вне любых возможных географических
координат и вне любых известных временных размерностей.

       Через наказание чистилищем проходят и добрые души: ведь и на них лежит первородный
грех. Оно находится в параллельном времени, которое лежит между смертью каждого
отдельного человека и Страшным судом, – то есть вне наших обычных представлений о
времени и пространстве. В чистилище страдают Адам и Моисей, папа Петр I, Блаженный
Августин и папа Иоанн XXIII (я имею в виду папу XX, а не XIV века). Тем не менее это место –
не вне нашего мира, ибо доступно путем молитвы и жертвы (рис. 16; 17).

       Жак Ле Гофф, впрочем, сводит католические представления к следующему делению на
три части: небеса – чистилище – ад. Трехчастно и католическое божество. Однако в
средневековых текстах представлены более многосторонние точки зрения. Часто встречаются
«симметричные» представления: небеса как вечная обитель спасшихся; преисподняя как вечное
место проклятых; Refrigerium (прохлада, освежение, утешение) как временный приют для
добрых душ; Purgatorium (исправительный лагерь) как перевалочный пункт для грешников.

       Представления о подобной симметрии царили в XI–XII веках. Об этом свидетельствует и
написанный в это же время Новый Завет с его четкими представлениями на эту тему. В притче
о Лазаре (Евангелие от Луки, 16, 22-31) лоно Авраамово предстает в виде Refrigerium. Прежде
Refrigerium был совместной трапезой близких у могилы усопшего (поминки). Церковные
писатели сделали Refri-gerium областью в потустороннем мире. Павел (1 Кор., 3, 13-15)
указывает на чистилище, но делает это в туманных выражениях. Быть может, понятие
чистилища осознанно затемнялось лишь в более позднее время: чтобы не произносить слишком
определенно то, что здоровое народное сознание все равно изменило бы по своему
представлению.

       В основе понятий о Refrigerium и Purgatorium лежат чисто языческие представления,
объяснимые, пожалуй, сегодня лишь с позиций индийской философии кармы. Все поступки
человека – даже второстепенные, вроде смеха или пустословия – записываются на небесах в его
персональную книгу; после смерти каждая душа человеческая вынуждена страданиями в
течение определенного времени – в подобии ада, в огне и пустыне, в жажде и тоске – искупить
вину. Впрочем, заплатить за грешника могут своими щедрыми искупительными подаяниями и
благочестивые родственники.

       Представления о карме, нехристианские по сути своей, являются для Запада новыми, но
   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73