Page 80 - vovie
P. 80
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 79
Приблизиться к разгадке авторства Дионисия, понять, к какой эпохе он относится, нам
поможет отрывок из его сочинения «О таинственном богословии»:
«И вот, удалившись от всех, кто видел его, и отрешившись от всего видимого, Моисей
вступает в глубину мистического Мрака неведения. Здесь у него прекращается всякая
познавательная деятельность, совершенно исчезает всякое чувственное и зрительное
восприятие, и принадлежит он уже не себе и не чему-либо сущему, но Тому, Кто запределен
всему сущему, и, таким образом, только после того, как упразднил всякое ведение, Моисеи
господствующей частью своего разума соединяется с Тем, Кто недоступен никакому познанию,
в совершенном неведении обретает он сверхразумное ведение». (Пер. Андрея Лебедева.)
Или вкратце: бог перестает быть объектом таинственного видения, но он – само слияние,
долженствующее оставаться непонятным мистикам. Кто мог написать подобное? Какой эпохе и
культуре принадлежат эти мысли? Отсылка к Моисею на Синае есть не более чем
стилистическая уловка.
Испанский ученый, исследователь суфизма Асин Паласиос (1931, X гл.) указывает на
источник: «Величайший учитель», андалузский суфий Ибн Араби (1165-1240).
Вышеприведенный текст (по духу, смыслу и вплоть сходных выражений) может быть вольным
переводом из его Футухат ал-маккийя (Мекканские откровения).
И еще одна тема, в столь откровенном и недвусмысленном виде не встречающаяся ни у
кого из их современников, объединяет Дионисия и Ибн Араби: оба писали и цитировали
эротические гимны, славившие проявление бога в женской красоте.
Впоследствии «Величайший учитель» суфизма переселился на Восток и умер в Дамаске;
идеи его нашли дальнейшее развитие в первую очередь в Магрибе и Андалусии. А Дионисий
«очаровал», прежде всего, Францию, юго-западную Германию и север Италии. Думаю, что
пришел он в эти края из Андалусии.
Неудивительно, что вышеупомянутый Риттер с восторгом называет возведение
устремленных в небо готических церквей и папскую буллу 1302 года, которая выдвигает
претензию церкви на статус великой державы, прямым следствием восприятия идей Дионисия.
Мистика последнего несет в себе ярко выраженные суфийские черты, продолженные в
творчестве Майстера Экхарта.
Каждое время обладает своим духом эпохи. И если современные богословы, признав
невозможной датировку названных рукописей I веком, говорят о III веке как о сомнительном и
сходятся на VI, то долго еще нам придется ждать, пока Дионисий не займет своего места в
духовном наследии эпохи, его породившей и им же во многом сформированной, – в XIII веке.
Глава 8. ЕРЕТИКИ И ЯЗЫЧНИКИ
Арианство
Для победы в борьбе нужен противник, которого можно победить. Что может быть легче
борьбы на своей территории с тобой же созданным противником? И церковь создала
гностицизм 87. Конечно, недостатка в гностиках не было: павликиане, богомилы, катары; все –
после 900-го. Гностикам приписывали все подлежащие искоренению идеи: дуализм (иранского
толка); демиурга (нечто среднее между всемогущим богом и человеком; бог-творец, вышедший
87 Гностицизм – совокупность ранних религиозно-философских учений (от гнозис – познание), возникших на
почве (или в процессе становления?) христианства, иудаизма и языческих религиозных течений Сирии, Египта и
Малой Азии, через Балканы проникли в Центральную и Западную Европу. Скорее всего, наши представления о
гностицизме это отражение процесса возникновения первых монотеистических религий. «Основная идея
гностицизма – истечение всех существ из природы Бога, которая определяется как „полнота бытия", причем
каждая последовательная степень истечения представляется менее совершенной. Задача истинной философии
содействовать возвращению духовных существ из несовершенного мира в лоно Божества» (Малый
энциклопедический словарь, Брокхауз-Ефрон, СПб., 1907).