Page 79 - vovie
P. 79

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  78

объяснение. Однако он оказывается не в силах признать вымышленным весь громадный кусок
истории. Тем не менее собранные им факты, казалось бы, вопиют: многие «авторы II-III веков»,
с целью придания им большего веса, при помощи текстов Евсевия, Оригена, Памфила и т.д.
причислены к апостольским ученикам и «состарены» на многие поколения, хотя именно
Евсевий и его коллеги должны были лучше нас знать подлинное положение дел. Из двух
авторов по имени Климентий и трех Иоаннов «слеплены» вымышленные персонажи (лишь
новейшие исследования позволили восстановить истину). Может быть, писатели IV века могли
ввести таким образов в заблуждение своих современников? Думаю, что нет.

       Решения Никейского и Халкедонского соборов были вымышлены весьма поздно, скорее
всего в XVI веке. К этому времени писания «отцов церкви», которые противоречат решениям
этих вселенских соборов, нельзя уже было подвергать корректировке. Оставался только один
выход: Тертуллиан, Ориген и иже с ними были объявлены еретиками. Даже Евсевий время от
времени подозревался в арианской ереси.

       В заключение настоящей главы об отцах церкви я хочу представить свое открытие,
имеющее далеко идущие последствия. Речь идет о творчестве и личности одного из
авторитетнейших христианских авторов Дионисия Ареопагита, а также об огромном влиянии
его книг.

       Первое латинское печатное издание его трудов появилось во Флоренции в 1516 году.
Дионисий упоминается в «Деяниях апостолов» (17, 34) в качестве одного из «уверовавших» и
крещенных Павлом в Афинах. Естественно, его епископское служение в Афинах было
вознаграждено мученической смертью. Однако приписываемые ему тексты «вероятнее всего,
созданы около 500 года в палестинской Сирии», – в них прочитываются мысли Плотина и
Прокла, то есть смешение христианского учения с умозрительными рассуждениями
неоплатоников, ставшее идеологическим фундаментом для гностицизма. Считается, что его
много переписывал и переводил на латынь Иоанн Скот Эриугена (до «877»). Около «832» (то
есть за полвека до Эриугены) Гиль-дуин, хитроумный аббат монастыря Сен-Дени, собравший
якобы первый полный корпус латинских текстов Ареопагита, объявил его не кем иным, как
епископом Парижским Дионисием (Дени), святым и мучеником (около 250), именем которого и
назван главный монастырь Франции – Сен-Дени (Свято-Диони-сьевский). Итак, трое в одном
лице: ученик апостола; его тезка – французский миссионер III века; неизвестный писатель из
Сирии V–VI веков.

       Авторство сочинений Дионисия и по сей день остается загадкой. Долгое время (испанские
иезуиты придерживались этой точки зрения вплоть до XVII века) указывали на еретика
Аполлинария (IV век). Пьер Абеляр (XII век) считал творения Дионисия компиляцией из
многих трудов; Лоренцо де Балла (1457) подчеркивал отсутствие всяческих упоминаний о
Дионисии у латинских (до Григория Великого) и у раннехристианских греческих авторов.
Утверждение Дионисия о том, что во время казни Иисуса он, находясь вдали от Палестины,
видел солнечное затмение, учеными признано недостоверным.

       Озадачивает потрясающе хорошая ситуация с его литературным наследием: явление
необычное. Сохранилось огромное количество списков: свыше 150 греческих, из них 120 –
полных! «Все стали известны одновременно, причем в рукописях, даже в (древнейших)
сирийских, нет ни следа поздней переработки». Упомянутых в текстах других сочинений,
«почти наверняка, никогда не существовало» (с. 117) 86.

       Как же нам разобраться в этой путанице с тремя вымышленными персонажами, ни один
из которых не имел отношения к творчеству, прикрывавшемуся именем легендарного мученика
и лишь благодаря ему снискавшему столь высокий авторитет? Дионисий «подобно почти что
Аристотелю и Августину очаровал западное средневековье» (с. 124).

       Как нам уже известно, ни Августина, ни Аристотеля в средние века не знали, и дискуссия
по поводу сочинений Дионисия не могла начаться ранее XIII века, когда Европа (через
исламскую Кордову) начала знакомиться с Аристотелем.

   86 Автор хочет тем самым подчеркнуть, что и в случае рассматриваемых рукописей мы имеем дело с подделкой,
причем признаком фальсификации служит упоминание текстов никогда не существовавших авторов.
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84