Page 77 - vovie
P. 77
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 76
совершались. Психологически убедительно, но не для поздней античности, а для ментальности
раннего Ренессанса. Кстати, у Августина есть даже трактат о подаянии и молитве за усопших
(De сurа pro mortuis gerenda). Кто-нибудь когда-нибудь интересовался его происхождением?
Известный еретик Иоанн Скот Эриугена («IX век») точно обозначил потусторонний мир
как «местность внеположенную», где души бестелесны. Правда, мысли эти (как и их
гениальный выразитель) появились с опережением действительности на три столетия, так как в
XII веке ту же тему в сходном духе подхватил прямой ученик Эриугены, ирландец, живший в
Регенсбурге, – загадочный Гонорий Отенский 83 (Ле Гофф, с. 184).
Впоследствии тема встала на повестку дня, и наследие Скота Эриугены было, наконец,
отдано на растерзание церковному суду.
Примерно с этого времени церковь принимается всерьез за еретиков, т. е. за всех
сограждан, веривших в Христа, но отрицавших чистилище. Все они объявлялись еретиками. С
1184 по 1291 г. в основном в Ломбардии существовали пассагинцы, верившие в сильно
иудаизированной форме в Христа, признававшие обрезание и превыше всего чтящие Ветхий
Завет. Параллельно им существовали уже упоминавшиеся мной широко известные альбигойцы
(катары); приверженцы Петра Вальдена – вальденцы и, наконец, павликиане 84, которых стали
называть publikanae (от лат. – публичная девка). Эта грязная кличка приклеилась вскоре к
еретикам всех направлений.
Большинство еретических направлений придерживалось вегетарианства и свободного
взгляда на брак (по меньшей мере, не как на святое таинство); кроме этого, еретиков
объединяло общее заблуждение: идея чистилища казалась им абсурдной. Один из бывших
катаров, Райнер Сачеони, ренегат, ставший в 1250 году инквизитором и преследовавший своих
бывших единомышленников, особенно подчеркивал это обстоятельство в своих обвинительных
заключениях.
В 1235 году вопрос о чистилище стал яблоком раздора между церквями римской и
византийской (находившейся в изгнании в Никее: Константинополь был в руках «римских»
католиков). «Писание против греческих заблуждений» (1262), долженствовавшее примирить
церкви, есть «собрание подделок, грубо выполненных и плохо сочетающихся друг с другом»
(выражение Ле Гоффа, с. 381). На латинском соборе в Лионе чистилище было возведено в ранг
догмы.
Осталось совсем немного: в 1319 году Данте завершил «Божественную комедию» и
достроил христианское чистилище. Потусторонний мир окончательно разделился на три части.
Исчез прохладный лужок для добрых душ в преднебесье на пороге рая; осталось преддверие
ада для некрещеных детей и своего рода зал ожидания для античных язычников – в
предчувствии приближающегося Ренессанса.
Зато святые и мученики без всякого судебного разбирательства попадают прямиком на
небо. Длительное время подготавливаемый полный отход от иудейской эсхатологии и
насаждение представлений о потустороннем мире не обошлись, помимо острых теологических
дискуссий, без жестокой кровопролитной борьбы с кровопролитием, пытками, изгнаниями и
многочисленными жертвами. В этих мучительных родах возникла католическая церковь.
Лишь отграничившись от других христианских движений, ценой крови и человеческих
мук – смогла возникнуть католическая церковь в ее нынешней замкнутой форме.
Прибалтийский теолог Адольф Харнак 85 (1893, вступление) объяснил механизм этого
83 Отен – город во Франции, игравший заметную роль во все исторические эпохи. Многочисленные «римские»
руины. В средневековье принадлежал Бургундии и был (как и сегодня) епископской резиденцией.
84 Христианская секта гностиков манихейского направления, якобы возникшая в VII веке в Армении и
просуществовавшая до XII века. Заимствовали из посланий апостола Павла ряд положений и отвергали учение
церкви о Богородице, Ветхий Завет, таинства, Крестное знамение и церковную иерархию.
85 Адольф фон Харнак (1851-1930; дворянский титул был ему присвоен в 1914 году), родом из Дерпта (Тарту),
профессор многих немецких университетов. Один из ведущих евангелических теологов своего времени. Его
трехтомный «Учебник по истории догм» (1886-1890) описывает возникновение и развитие христианского учения в