Page 107 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 107
НОЧЬ БОГОВ 107
что солнце стояло неподвижно до того, как фра-
аши показали ему «путь Мазды». Это явное
В
указание, что дэваяна, или «путь Мазды», являл
собой ту часть года, когда солнце появлялось над
горизонтом после того, как завершался период
удержания его силами мрака.
Но и на этом не прекращаются совпадения в
Писании индусов и парсов. Известна традиция
строгого предубеждения против ряда событий в пе-
риод питрияны, что отражено как в индийской
литературе, так и в Писании парсов.
Индусы убеждены в неблагоприятности наступ-
ления смерти в дни питрияны, и даже величайший
герой «Махабхараты», старый Бхишма, ждал на
смертном ложе того момента, когда солнце пе-
рейдет точку зимнего солнцестояния, то есть прой-
дет дакшинаяну (Южный путь), что есть синоним
питрияны; в те времена это понималось как за-
вершение отрезка времени, необходимого для про-
хождения солнца от летнего к зимнему солнцес-
тоянию. Множество пассажей, рассеянных по всей
литературе Упанишад, являют поддержку этой же
точки зрения. Там описывается путь души челове-
ка в зависимости от наступления его смерти в
период дэваяны или питрияны и говорится о ряде
преимуществ, получаемых душой того, кто умер
в дни дэваяны, то есть в дни пути богов. Все
эти пассажи собраны воедино в произведении
Шанкарачарьи (Шанкары), известном под назва-
нием «Бхашья о Брахма-сутрах» (IV, 2, 18-21),
то есть «рассуждения о Брахма-сутрах». В этом
произведении мудрец Бадараяна стремится совмес-
тить и примирить все эти указания с практичес-
кими действиями и фактом наступления смерти во
время ночи богов (питрияны). Ведь с религиозной
точки зрения такая смерть должна считаться недо-
стойной, и он' выражает свое мнение, говоря, что
не следует нам думать, будто тексты предупреж-