Page 102 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 102
102 ГЛАВА IV
непрерывным озарением горы. А в «Тайттирийя
Брахмане» мы видим пассаж, в котором ясно го-
ворится (III, 9, 22, 1), что «то, что есть год, яв-
ляется единым днем богов». Это настолько четкое
указание, что нет места сомнениям в его смысле.
О годе смертных сказано, что это всего лишь
один день богов. Но в то же время я считаю
очень опасным основывать теорию даже на таких
ясных утверждениях, тем более что и мне сначала
оно представилось единственным во всей ведичес-
кой литературе. Я тогда не мог найти что-либо
подобное ни в Самхитах, ни особенно в Ригведе,
и стал склоняться к мысли, что и уттараяна (север-
ный) и дакшинаяна (южный) — это, по всей види-
мости, своеобразные описательные названия обыч-
ных дня и ночи. Последующие исследования за-
ставили меня, однако, нрийти к заключению, что
именно эта традиция в данном пассаже обознача-
ет наличие полярной родины в древности, и я
продолжал настаивать на выводах из указанного
свидетельства.
Имеется несколько теорий, которые поясняют это
утверждение из «Тайттирийя Брахманы». Мы мо-
жем относиться к этому или как к порождению
воображения, или как к использованию метафори-
ческих языковых форм для объяснения факта сов-
сем по-другому, чем он выражен в приводимых
строках. Можно принять это и за результат отра-
жения чего-то, реально виденного самим автором
строк, или же теми, от кого традиционно пере-
давалась эта информация. Можно полагать, что
это основано на более поздних астрономических
подсчетах, которые изначально являлись астроно-
мическими выводами, постепенно приобретшими
форму якобы реально наблюдавшегося факта. Пос-
леднее предположение может показаться вероят-
ным, но оно весьма предположительно, ибо тра-
диция не привязана только к постведической лите-