Page 104 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 104

104                                             ГЛАВА  IV
        сотворенный    и  сотворенный   свет.  Звезды,  луна  и
        солнце  лишь    один  раз  в  год  видны   восходящи-
        ми  и  заходящими,    и  год  кажется    одним    днем»
        (я  привел  разъяснение    Дармштетера,    который   по
        сути  сходится  со  Шпигелем).
           Этот  пассаж    важен   с  разных    точек   зрения.
        Прежде   всего,  в  нем  сообщается,  что  Айрьяна  Ва-
        эджо,  или   исходный    дом   иранцев,   был   превра-
        щен  оледенением    в  необитаемое   место;  и  дальше
        говорится,  что  там,  на  их  родине,  солнце  всходи-
        ло  и  заходило   лишь   один   раз  в  год  и  что  год
        был  как   один   день  для  обитателей   этих  мест.
           Важность    сообщения    об  оледенении    будет  об-
        суждена   ниже.   Здесь  же  будет  достаточным    ука-
        зать,  до  какой  степени   полно   эти  строки  совпа-
        дают   с  утверждением     «Тайттирийя     Брахманы»,
        приведенным     выше.   Ежегодный     восход   и  заход
        солнца  возможен   только   в  условиях  Северного по-
        люса,  а  все  приведенные    характеристики     не  ос-
        тавляют   места  сомнениям     в  том,  что  и  вара,  и
        Айрьяна   Ваэджо   были  расположены     в  арктическом
        или  циркумполярном      регионе  и  что,  соответствен-
        но,  пассаж  из  «Тайттирийя     Брахманы»    тоже   от-
        носится  к  полярному   году.  Тот  факт,  что эти ука-
        зания  находятся   и  в  иранской,  и  в  индийской ли-
        тературе,  полностью     исключает    возможность    их
        фабрикации    путем  математических     калькуляций.
           Равным   образом,   мы   никак   не  можем   предпо-
        ложить,   что   обе  ветви   арийской    расы    узнали
        этот  факт  как  нечто,   порожденное    их  беспомощ-
        ным   воображением,    или   же  что  это  была  просто
        метафора.   Единственной     альтернативой    этому  ос-
              1
        тается ,  говоря  словами   Чарлза   Лайеля,    то,  что
        «традиция   основана  на наблюдениях     за  природой».
           Верно,   что  и  это  утверждение,    как   и  нечто
        ему  подобное,   не  обнаруживается     в  Ригведе,  но
        ниже   будет  показано,   что  в  Ригведе   много  дру-
        гих  пассажей,   которые    подтверждают    его  самым
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109