Page 145 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 145
ДОЛГИЙ ДЕНЬ И ДОЛГАЯ НОЧЬ 145
вающие наличие ночи более длительной, чем са-
мая долгая из внеарктических ночей. Прежде все-
го, ведические барды часто молили богов изба-
вить их от мрака. Так, поэт взывает: «Адити,
Митра, а также Варуна, простите, если мы со-
грешили против вас. Я хочу достигнуть широко-
го неустрашающего света, о, Индра. Да не нак-
роет нас долгий мрак» (II, 27, 14). Выражение,
примененное поэтом, «долгий мрак» дословно обоз-
начает «непрерывное продление темных ночей»,
что более точно. Но даже приведенный здесь пе-
ревод Макса Мюллера, подчеркивающий беспо-
койство по поводу «долгого мрака», стал бы
бессмысленным, если бы на деле этот мрак не
длился бы дольше 24 часов.
В гимне (I, 46, 6) просят Ашвинов «сообщить
такую силу молящимся, которая провела бы их
сквозь тьму», а в гимне (VII, 67, 2) поэт воск-
лицает: «Огонь начал разгораться, уже видится ко-
нец тьмы, и знамя зари появилось на востоке».
Выражение «конец», а точнее — «край» тьмы,
очень значимо, и было бы искажением идиомы
переводить, принимая это слово (как и другие,
определяющие «долгий мрак»), как отражение
всего лишь зимней ночи (или ночей), то есть
того, что существует и в зоне тропиков. Как
уже указывалось выше, такие ночи все же ко-
роче даже 24 часов, да и бывать они могут
лишь в течение двух недель или около того.
Поэтому весьма непохоже, что ведические барды
так нарушали воспоминания об этих ночах, что
изображали их в виде важнейших событий, для
одоления силы которых следовало обращаться за
помощью к богам. Имеются и другие строфы,
выражающие такую же тоску в ожидании конца
мрака и появления света. Это не может быть увя-
зано с теорией, согласно которой ночи древних
ведических поэтов были столь ужасны и подоб-