Page 147 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 147

ДОЛГИЙ  ДЕНЬ  И  ДОЛГАЯ  НОЧЬ                         147

       (XIX,  47)  в  гимне,  воспроизводящем   упомянутый    с
       небольшими     вариациями,     вторая   строфа   звучит
       так:   «Каждое    движущееся     создание   обретает   в
       ней   (в  Ночи)   покой,   в  ней,  чей   тот  край   не
       виден,   как  и  тот,  который    ее  отделяет.  О,  об-
       ширная    темная   ночь!  Да  достигнем    мы  без  пов-
       реждений,    да  достигнем,    о  ты,  благословенная,
       твоего  конца».   И   в  третьей  строфе   50-го  гимна
       этой  книги   молящиеся     просят,  чтобы   они  могли
       пройти,   не  повредив   своих   тел,  «сквозь  каждую
       последующую     ночь  (сменяющую     эту)».
          Здесь  естественно  возникает  вопрос:  почему   каж-
       дый   человек  так  беспокоится   о  безопасном   дости-
       жении    другого  края   ночи?   И  почему   поэт  воск-
       лицает,    что   «не   виден    ни   ее   завершающий
       край,  ни  тот,  что  ее  отделяет»?  Являлась  ли  при-
       чиной   этого  обычная   зимняя   ночь  или  же   долгая
       ночь   Арктики?
          К   счастью,   «Тайттирийя     Самхита»    сохраняет
       для  нас  самый   старый  традиционный     ответ  на  эти
       вопросы,    и  нам  не   нужно   поэтому    зависеть  от
       рассуждений    современных    комментаторов.    В  «Тай-
       ттирийя    Самхите»   (I,  5,  5,  4)  мы  видим  подоб-
       ную   же  мантру,  или  молитву,   адресованную   Ночи:
       «О   Читравасу,    да  достигну   я   безопасно   твоего
       окончания»,    и  несколько  дальше   (I,  5,  7,  5)  сама
       «Самхита»    так   разъясняет   эту  мантру,   или   мо-
       литву:    «Читравасу   —  это  ночь,   и   в  древности
       брахманы    боялись,   что   она  (ночь)  не  достигнет
       зари».  Здесь   мы  видим    выразительное    утвержде-
       ние  Вед,  что   в  древности  жрецы    и  простые   лю-
       ди  не  имели    представления    о  сроке  завершения
       ночи.
          Что   могло   это  значить?    Если  ночь   не  была
       необычно    долгой,   зачем   приведены    эти   тяжкие
       сомнения   по  поводу  прихода   зари?  Саяна,  коммен-
       тируя   этот  пассаж,  привел   свои  обычные   поясне-
       ния,   сказав,   что  зимние    ночи   были    слишком
   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152