Page 148 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 148
148 ГЛАВА VI
длинны и внушали жрецу страх — а придет ли
заря? Но здесь мы можем процитировать слова
Саяны, опровергающие его же пояснения, и пока-
жем, что он обошелся с этим пассажем довольно
бесцеремонно. Ведь хорошо известно, что «Тайт-
тирийя Самхита» часто разъясняет мантры — эта ее
часть именуется «Брахмана»: весь текст «Тайтти-
рийя Самхиты» состоит из мантр и таких Брах-
ман, то есть из молитв и их разъяснений, или
комментариев. Эти рассуждения о страхе жреца
по поводу прихода зари относятся к Брахманам, то
есть комментариям к мантрам «Самхиты» (а не
входят в текст самой мантры).
Содержание этих комментариев индийские те-
ологи подразделяют на десять групп: основание;
этимологическое объяснение; цензура; восхвале-
ние; сомнение; правило; • другие события; древнее
правило, или традиция; определение ограничений;
подходящие сравнения, или уподобления. Саяна в
своем комментарии к Ригведе упоминает первые
девять из них и в качестве иллюстрации к вось-
мой (древнее правило, или традиция) цитирует
упоминаемые выше пояснительные строки из
«Тайттирийя Самхиты» (I, 5, 7, 5). По разъясне-
ниям Саяны, утверждение: «В прежние времена
брахманы боялись, что не будет зари» относится к
этой восьмой группе, то есть к древним тради-
циям, входящим в комментарий (в «Брахману»).
Но это не суть мантры, а рассуждение, или
разъяснение, входящее в сам текст этой «Брах-
маны».
В тексте «Самхиты» упоминается слово «древ-
ний», *то есть, возможно, что здесь зафиксирова-
лась частица традиционной информации. И если
это правильно, то возникает вопрос — почему
обычная, не короткая зимняя ночь возбуждала в
душе жреца такой страх лишь в древнее время?
И почему долгая тьма перестала возбуждать этот