Page 150 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 150
150 ГЛАВА VI
тельность долгой ночи, края которой даже не
были видны, что жарко молили своих богов
провести их благополучно к другому концу это-
го утомительного мрака. Подобное описание
ночи нельзя воспринять, пока мы не усвоим того,
что оно относится к долгой, продолжительной ар-
ктической ночи.
А теперь посмотрим, содержит ли Ригведа
прямые указания на долгий день, долгую ночь
или циркумполярный календарь, помимо общих
упоминаний о долгой тьме или о трудности до-
стижения другого края бесконечной ночи (о чем
говорилось выше). Мы уже указывали раньше,
что календарь Ригведы содержит 360 дней с
прибавленным для согласования месяцем, что не
может относиться ни к полюсу, ни к циркумпо-
лярности. Но наряду с этим Ригведа сохраняет в
себе описания дней и ночей, которые не совмес-
тимы с днями во внеарктических областях. Совме-
стимость может быть прослежена лишь при на-
ложении искусных построений на строфы, содер-
жащие эти описания.
В ведической литературе день и ночь описы-
ваются как пара, или в паре, и их определяют со-
ставным словом в двойственном числе*. <...> В
этом слове «день» часто заменяется словом «заря»,
и есть даже такой термин, как «ушасау», то
есть «две зари», обозначающий пару «день и
ночь». В других памятниках ведической литера-
туры это же значение передается просто словами
«день и ночь». Иногда об этой паре говорится
как о "сестрах или двойниках, но в любой фор-
ме это недвусмысленно понимается именно как
день и ночь.
* В санскритской грамматике три категории числа: един-
ственное, двойственное и множественное.