Page 146 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 146

146                                              ГЛАВА  VI

      ны   смерти  лишь    потому,  что  они   не  имели  воз-
      можности    озарить   их  искусственными     источника-
      ми   света,  как  это  делают   люди   XX   века.  Даже
      в  наше  время   не  говорят  о  дикарях,  что  они  про-
      являют   такое  же  нетерпение   в  ожидании   утренне-
      го  света,  какое  мы  встречаем   в  восклицаниях   ве-
      дических    бардов.   А  ведь   они  были    достаточно
      цивилизованы,     чтобы  знать   металл  и  пользовать-
      ся  повозками.
         Опять   же,   ведь  не  только   люди,   но   и  боги
      жили   в  условиях   долгого   мрака.  Так,   в  Ригведе
      говорится   о  боге  Агни,  что  он  находился   «слиш-
      ком  долго   в  условиях  слишком    длительного    мра-
      ка»  (X,  124,  1).  Это  повторение  в  Ригведе  почти
      одинаковых     слов  «долгого»   и  «длительного»    бы-
      ло  бы  неуместным,    если  бы  протяженность     тьмы
      не  превышала     срок  самрй   долгой   зимней    ночи.
      В  Ригведе   (II,  2,  2)  говорится  про  бога  Агни,  что
      он  светит  в  течение  «длящихся    ночей»  —   так  пе-
      ревел  профессор    Макс   Мюллер,    но  не  объяснил,
      что  значат  в  его  переводе  слова  «длящиеся  ночи».
      Обозначает    ли  это  последовательность     ночей,  не
      прерываемую      солнечным     светом,    или   же   это
      изящный    оборот,  не  говорящий   о  чем-либо  другом,
      кроме   некоторого   числа  ночей.  Это  выглядит   так,
      как   будто  ученый-переводчик      прошел    вплотную
      мимо   истинного    смысла   введенного   им  разъясне-
      ния.
         Но  нам   не  следует  зависеть  от  заблуждений    в
      переводах,    чтобы    доказать,    что   в   древности
      были   известны    долгие  ночи.   В  X   мандале   Риг-
      веды  в  127-м  гимне,  посвященном     богине  ночи,  в
      его  шестой    строфе   умоляют    ночь   «стать   легко
      проходимой    (пересекаемой)»   для  молящихся.   В сле-
      дующем    гимне   Ночи    («Ратри-сукта»)   молящийся
      просит   Ночь   быть  к  нему   милостивой    и  воскли-
      цает:   «Да   достигнем    мы   благополучно    другого
      края»,  повторяя   эти  слова  дважды.   В  Атхарваведе
   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151