Page 170 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 170
170 ГЛАВА VII
ирующееся от места к месту число солнечных
дней является главной отличительной чертой аркти-
ческого жертвоприносительного календаря, и нам
прежде всего необходимо помнить об этом, ана-
лизируя следы древнейшего календаря в Ригведе и
Самхитах.
Заря длительностью в тридцать дней — условно
измеренных ее дней — возможна только столь
близко к полюсу, что долгий период солнечного
света там не может превышать числа месяцев,
близкого к семи. В этот период входят и сам
долгий день (то есть время непрерывного солнца),
который может быть в разных местах и четы-
рех- и пятимесячным, и в оставшееся время — дни
и ночи по суткам. И вот мы видим, что Ригве-
да сохранила для нас память о таких месяцах сол-
нца. Вспомним для начала легенду об Адити и
семи Адитьях (солнцах), которая, безусловно, осно-
вана на природных явлениях. В этой легенде го-
ворится, что самым древним числом Адитьев
(солнц) было семь (и это указывается во многих
гимнах Ригведы), соотносящихся взаимно. Так,
семь Адитьев и семь жрецов упоминаются вместе
(IX, 114, 3), хотя имена разных солнц вместе не
приводятся. В другом гимне (II, 27, 1) даны
шесть имен разных Адитьев — Митра, Арьяман,
Бхага, Варуна, Дакша и Амша, а имени седьмо-
го нет. Этот пропуск, однако, ничего особенного
не означает, так как семизначный характер сол-
нца становится ясным из его эпитетов, таких, как
«семиконный» (V, 45, 9), или «обладатель семи-
колеснЪй колесницы, влекомой семью конями»
(I, 50, 8), или один, но «имеющий семь имен»
(I, 164, 2). В Атхарваведе тоже говорится о семи
ярких лучах солнца (VII, 107, 1), где и имя
«Адитья» заменено на более ясное определение
«Сын Адити» (XIII, 2, 9).