Page 173 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 173
МЕСЯЦЫ И СЕЗОНЫ 173
Я не смог отыскать эту мантру в «Самхитах»
я в комментарии Саяны не обнаружил к ней
ключа — там содержится простое наблюдение: «Раз-
ные черты разных сезонов нельзя объяснить ни-
чем, кроме предположения, что они порождаются
разными солнцами, а поэтому разные солнца
должны существовать в разных областях». Но это
объяснение открыто для возражений — по такой
теории получается, что мы должны согласиться с
существованием тысяч солнц, определяющих столь
множественные характерные черты всех сезонов.
«Араньяка» в известной мере поддерживает это
возражение, но вместе с тем говорит, что число
восемь утверждено текстами Писания, и никаких
споров тут быть не может.
«Шатапатха Брахмана» поясняет, что все это
практически так (III, 1, 3, 3), сообщая, что семь
сынов Адити люди называют Адитьями-богами, а
восьмой, Мартанд, родился недоразвитым, и из
него братья сделали людей и других живых су-
ществ. В другом пассаже «Шатапатха Брахманы»
(VI, 1, 2, 8) говорится, что Адитьев было двенад-
цать и что произошли они из капель, рожден-
ных богом Праджапати, который и поместил их
в разные области. Еще в одном пассаже (XI, 6,
3, 8) сообщается, что эти 12 Адитьев идентичны
12 месяцам года. В Упанишадах тоже говорится о
12 Адитьях. И уже во всей постведической лите-
ратуре речь идет только о двенадцати, соответ-
ствующих месяцам года.
Професеор Муир в своем труде «Оригиналь-
ные санскритские тексты» (т. IV, V) приводит
большую часть этих пассажей, но не дает объяс-
нений по поводу Адити, за исключением выше-
упомянутых здесь пассажей. Известно очень мно-
То разных соображений и теорий западных уче-
ных по вопросам природы и характера Адити,
Но я не нашел ни одного удовлетворительного об-