Page 230 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 230
230 ГЛАВА VIII
область тьмы, он, поддерживаемый пением гим-
нов, выгнал Асуров в первую часть ночи при
первом возлиянии сомы, второе возлияние помог-
ло ему во вторую часть ночи, а при третьем он
освободил от них всю область ночи. Три возлия-
ния сомы проводятся только в течение ночи и
предназначаются только Индре.
В этой же «Брахмане» дальше (VI, 6) точно
разъясняется важный вопрос: «Как это гимны «Па-
вамана-стотра», исполняемые, как принято, для
очищения сока сомы, приготовляемого к возлия-
нию днем, могут исполняться ночью?» И тут же
дается ответ, что стотры одни и те же и для дня,
и для ночи. Отсюда ясен вывод, что сок сомы был
добываем и очищаем гимнами и во время ночной
церемонии ати-ратра, и Индра был единствен-
ным божеством, кому подносились эти возлияния,
чтобы помочь ему в борьбе с Асурами, укрыва-
ющимися в ночи.
Тот факт, что ати-ратра является древним ри-
туалом, доказывается описаниями в литературе
парсов. Хотя в Авесте нет слова «ати-ратра», мы
видим в «Вендидаде» (XVIII, 18—22) рассказ о
трех частях ночи, и в первой из них хозяин до-
ма должен призвать Огонь, сына Ахура Мазды,
встать, надеть свой пояс и принести чистые дро-
ва, чтобы они ярко горели. И говорить: «Вот
идет Ази, созданный Даэвами (ведическими Асу-
рами), чтобы биться со мной и отнять мою жизнь».
Это же повторяется и во вторую, и в третью
часть ночи. Кажется, до сих пор не отмечена ни-
кем близость этого к трем возлияниям ати-ратры.
А ведь все это показывает, что ати-ратра — это
древнейший ритуал, проводимый среди ночи для
оказания поддержки Индре, божеству, вступив-
шему в битву с силами тьмы. Примечательно и
то, что такие священные акты, как надевание