Page 232 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 232
232 ГЛАВА VIII
Если арктическая теория правомерна и если
предки ведических риши жили некогда в облас-
тях, где ночная тьма длилась ряд дней (день сле-
дует понимать как сутки в 24 часа), мы, есте-
ственно, ожидаем встретить упоминания о сериях
ночных возлияний сомы, проводимых ночами в
течение всего периода тьмы, чтобы помогать бо-
гам в их борьбе с демонами мрака. И вот в ве-
дической литературе о жертвоприношениях опи-
сывается ряд подобных действий, которые со
включением в их число ати-ратры длились от
одной до ста ночей. И приверженцы Мимансы,
и авторы Брахман, не понимавшие указаний на
арктическую родину, превратили эти ночные
жертвоприношения в дневные, и это домысленное
объяснение, очевидно, было введено в те века,
когда была уже забыта'истинная природа ратри-
кратус и ратри-саттр, но нас это не сбило с
пути попыток объяснить эти факты по-другому.
Я уже говорил, что, если соглашаться с Миман-
сой, то нельзя объяснить, почему серия жертвопри-
ношений внезапно обрывалась с наступлением
шата-ратры (сотой ночи), но с помощью данных
арктической теории пояснить это можно вполне
удовлетворительно, обратив внимание на тот
факт, что длительность этих долгих ночей коле-
балась между одной ночью в 24 часа и сотней
ночей (2400 часов). Это зависело от места наб-
людения. Форма ночных возлияний сомы соотноси-
лась с длительностью долгой ночи в разных ме-
стах. Там, где ночь длилась 10 суток (240 ча-
сов), доводилось возлияние даша-ратры. Посколь-
ку древние жертвоприносители не знали ночей
длиннее, после шата-ратры эти возлияния прекра-
щались.
Мы видели выше, что легенда об Адити ука-
зывает на период семимесячного долгого солнеч-
ного дня, а добавив к этому сроку периоды су-