Page 233 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 233

ПУТЬ  КОРОВ                                           233

      мерек   и  зорь,  мы  увидим,  что  до  конца   года  ос-
      тается  три  месяца   (или,  если  считать,  что  в  году
      365  дней,   то  95  дней),  и  это  будет  срок  долгой
      ночи.   И   вот  это  будет   соответствовать    самому
      длинному    периоду   ночных    жертвоприношений      из
      числа   всех,  описанных    в  ведической   литературе.
      Ведь   заря  завершает   долгую    ночь  и  поэтому   не
      может   быть   включена   в  нее,  а  значит,  с  ее  при-
      ходом   завершались     описанные    ночные    ритуалы.
      В  некоторых   работах  по  жертвоприношениям      пред-
      писываются    приношения    и  для  зари,  а  поэтому  мы
      можем    без  опасений    исключить    долгие   зори  из
      всего  объема   ночных    жертвоприношений.       И  это
      же   можно   сказать   о  периоде  долгих   вечерних   и
      утренних    сумерек.  Жертвоприношения        в  течение
      ста  ночей  были   знаком   максимальной     длительно-
      сти  темного   времени,   в  течение   которого   Индра
      сражался   с  Валой  и  обретал  силу  благодаря  возли-
      яниям   сомы,   посвящаемым     ему  в  это  время.  Пос-
      кольку   нет   другой   теории,   поясняющей      и  сам
      факт   ночных   жертвоприношений,      равно  как  и  их
      количество,   что  очень  важно,  то  определяющее    их
      число   100   можно    смело   принять    за  указатель
      того,  что  древний  год  подразделялся  приблизитель-
      но  на  семь  месяцев  солнечного   света,  один  месяц
      зари,  один  месяц   вечерних   сумерек   и  три  месяца
      непрерывной     ночи
         Есть  и  другие  соображения,   приводящие    к  тому
      же   заключению.     Так,  в  постведической     литера-
      туре  мы   находим    устойчиво   традиционные     напо-
      минания, ^что   Индра   известен  как  единственный   из
      богов,  являвшийся    хозяином    (владыкой)   сотен  та-
      ких  жертвоприношений       («шата-крату»),   и  что  эта
      сложившаяся     атрибуция,  составлявшая,    если  мож-
      но  так  сказать,   саму  суть  «индрости»,    приводи-
      ла  к  тому,   что  он  ревностно   следил   за  малей-
      шими    покушениями     на  нее.  Но  европейские   уче-
      ные,  опираясь   на  то,  что  даже  Саяна  так  считал,
   228   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238