Page 238 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 238
238 ГЛАВА VIII
Индрой 90, 99 или 100 крепостей или городов
(«пурах») врагов (I, 130, 7; II, 19, 6; VI, 31, 4;
II, 14, 6). В «Тайттирийя Самхите» слова «дэва-
пура», что значит «крепости богов», были пояс-
нены как «дни» в описании жертвоприношения
«даш-ратра» (десятинощное) (VII, 2, 5, 3-4). Если
же «дэва-пура» означает «дни», то принадлежав-
шие Шамбаре «пура» (города, крепости) вполне
могут восприниматься как «ночи». Этот взгляд
подтверждается указанием в «Айтарейя Брахма-
не» (уже выше приводимом), что Асуры скрыва-
лись под покровом ночи, то есть ночной мрак
служил им, так сказать, крепостью. Разрушение
Индрой сотни крепостей Шамбары эквивалентно,
таким образом, его битве с врагом в течение
сотни ночей, и это был тот период, когда древ-
ние жертвоприносители возливали ему сому,
чтобы подготовить к борьбе с Валой.
Мы видим в ведической литературе калейдо-
скопические описания подвигов и деяний Индры,
которые по содержанию своему приводят к то-
му выводу, что это он и только он может быть
назван Владыкой сотни жертвоприношений. Так,
он разрушает 99 или 100 крепостей врага (что
идентично сотне ночных жертвоприношений); 9 и
90 рек он пересекает во время битвы с Ахи
(I, 32, 14); сто кожаных ремней использовал Кут-
са, чтобы привязать Индру для принесения его в
жертву («Тандья Брахмана», IX, 2, 22), и в Ригве-
де его призывают освободиться от них (X, 38, 5).
Охватив все это единым взором, увидим, что это,
несомненно, указывает на наличие ста неразрыв-
но длящихся ночей на древней родине предков ве-
дического народа. В Ригведе (V, 48, 3) говорит-
ся, что «сто» пришли в убежище Индры, чтобы
«отключить» и «включить» течение обычных
дней, когда Индра убивает своей дубиной Врит-
ру. Мне кажется, что здесь ясно прослеживается