Page 237 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 237

ПУТЬ  КОРОВ

   -  «амита»  —  «безмерный»,    и   даже    «амита-крату»
     как  одно  из  определений    Индры    (I,  102,  6),  но
     только   «амита»   не  обязательно   больше   сотни,   а
     поэтому  нет  оснований    отказываться   от  значения
     слова  «шата»   как   «сто».
        Если  бы   слово   «крату»   нигде  не   встречалось
     в  Ригведе   в  значении    жертвы,    мы    могли   бы
     правомерно    переводить     «шата-крату»    так,   как
     это  предлагают   западные    ученые.   Но,  как  заме-
     тил  профессор   М. Хауг,  гимн   (VII,  32,  26)  связан
   .  с  проведением   ати-ратры,   и,  возможно,    он  соз-
     дан  самим   риши   Васиштхой,    который    обращался
   •  к  Индре  так:  «Поддержи,     о  Индра,  наше    жерт-
   .  воприношение     (крату),  как   отец    поддерживает
     сыновей,   (помогая  им).  Научи   нас,  о  Ты,  призы-
     ваемый   многими,    чтобы   мы   могли   в  этот  при-
     ход   (ночи)    живыми      достичь    (сферы)     света
     («джьотис»).   Молитва,   по  всей  видимости,    связа-
     на  с  проведением   жертвоприношения      (крату),  ко-
     торое  совершалось   по  поводу   стремления    жертво-
     приносителя    обрести   силу  благополучно     достичь
     окончания   ночи.  Это  относится  к  жертвенному    ри-
     туалу  ати-ратры,  что  выявляется   и  в  тексте  «Айта-
     рейя  Брахманы»     (IV,  10),  где  эта  молитва  цити-
    , руется  и  объясняется  таким  же  образом.  Поскольку
   \  жертвоприношение      ати-ратры    выразительно     вы-
     казывает   суть   своего  названия    в  Ригведе   (VII,
     103,  7)  и  обрисовывается  там,  то  похоже,  что  от-
     носящийся    здесь  к  жертвоприношению      сомы  стих
     может   встречаться   и  в  других  гимнах.   Поэтому,
     если  есть  пассажи,   где  «крату»  может   быть   вос-
    - принято  в  значении    жертвоприношения,       то  нет
     Причины    отказа   от  понимания     эпитета   «Шата-
    ' крату»  как  обозначения    «владыки    сотен  жертво-
     приношений»,     как   предлагается   в  пуранической
    ^традиции.

        Другим   фактом,   подтверждающим       такой   пере-
   вод,    является   описание    в  Ригведе   уничтожения
   232   233   234   235   236   237   238   239   240   241   242