Page 239 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 239
ПУТЬ КОРОВ 239
указание или на сто проводимых жертвоприно-
шений, или на сто непрерывных ночей, и на не-
обходимость обеспечить победу над силами тьмы
в нижнем мире. Эти ночи (а точнее, одна долгая
ночь, длящаяся сто дней) вполне могли быть удач-
но описаны как отключение и обратное включе-
ние следования дней и ночей, поскольку в Арк-
тике долгая ночь предшествует появлению солнеч-
ного света.
Но еще более поразительные подтверждения
сказанного обнаруживаются в некоторых пассажах
Авесты, где описывается битва Тиштрьи с демо-
ном засухи по имени Апаоша («сжигатель»). Мы
это находим в Писании парсов. В Ригведе борь-
ба Индры с Вритрой часто представляется как
«битва за воды», или как «желание коров»
(«стремление к коровам»), или как «желание
дней», и Индра освобождает коров, или воды, и
приносит зарю и солнце, убив Вритру (I, 51, 4;
II, 19, 3). Здесь Индра именуется Вритра-хан
(«убийца Вритры»), а в Авесте он появляется под
именем Веретхрагхна, но борьба за воды там
приписывается не ему, а Тиштрье — Звезде дождя.
Это он убивает Апаошу и освобождает воды для
счастья людей «с помощью ветров и света, кото-
рый обитает в водах». Итак, победа Тиштрьи
над Апаошей — это точная параллель победы Ин-
дры над Вритрой, как она описана в Ригведе. В
современной интерпретации этих легенд считает-
ся, что они относятся к разбиванию туч и выпус-
канию на землю дождя. А Тиштрья зовется Звездой
дождя. Но по этой теории нельзя понять, каким
образом возрождение зари и появление солнца и
света могут найти себе место в описаниях победы
йндры над Вритрой в таком варианте. В следу-
ющей главе будет показано, что борьба за воды
слабо связана со стремлением к дождю и что