Page 258 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 258
258 ГЛАВА IX
внесли в это поправки, все же последователи
этой школы продолжают придерживаться старого
разъяснения. Профессор Макс Мюллер считал, что
такая точка зрения возникла еще за несколько ве-
ков до новой эры.
Так, легенда о Праджапати, любившем соб-
ственную дочь, относится, по «Айтарейя Брахма-
не», к солнцу, спешившему за зарей и небом
вверх (III, 33). Интерпретатор же Кумарила рас-
ширяет этот взгляд, перенося его и на Индру и
Ахилью, которые, как он считает, представляют
собой солнце и ночь. И хотя нируктаки полнос-
тью приняли теорию, объяснявшую ведические
мифы как отражение космических и физических
феноменов, они не были в состоянии объяснить
каждый ведический миф или легенду таким пу-
тем, так как их знания- о физическом мире были
тогда еще очень ограниченными. Например, из
числа всех легенд об Ашвинах Яска мог объяс-
нить лишь одну, исходя из теории зари, а имен-
но то, что Вартика был спасен из пасти волка.
Сейчас такой недостаток уже частично исправ-
лен западными учеными, которые, живя в более
холодных странах, знают об ослаблении силы
солнца зимой, или о постепенно наступающем
торжестве весны над зимой, или о возрождении
ослабленной силы солнца с наступлением лета.
Они использовали эти феномены при объяснении
происхождения отдельных ведических мифов, ко-
торые нельзя было связать с теорией грозы или
зари. Итак, известны три теории разъяснения ве-
дических мифов в соответствии с установками
школы Нирукты, и нам необходимо вкратце опи-
сать их до того, как мы перейдем к выявлению
их несоответствия тем мифам и легендам, к сути
которых их применяют.
Итак, по теории зари: «Вся теогония и фило-
софия в древнем мире связана с фактом зари.