Page 262 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 262
262 ГЛАВА IX
жаба, то трудно себе представить, как это они
могли быть описаны как окруженные и пленен-
ные Вритрой. Но поскольку воображение иссле-
дователей Вед могло удобно примениться к любо-
му случаю, и было им подсказано, что, ведь
если реки Индии часто полностью пересыхают в
летнюю жару, бог дождливого сезона, который
возвращает их к жизни, вполне мог быть опи-
сан как вызволяющий их из когтей Вритры.
Индийские последователи Нирукты не расши-
ряли эту теорию. Но в руках германских мифо-
логов теория грозы превратилась в посредника те-
ории зари, и такие сюжеты, как, например,
рассказ о Саранью, объяснялись ими как картина
движения облаков грозы, покрывавшей все небо.
«Тучи, грозы, дожди, молнии и гром,— говорит
профессор Кун,— были 'зрелищем, которое силь-
нее всего действовало на воображение ранних
арьев и направляло его на поиск земных объек-
тов для сравнения с вечно меняющимися карти-
нами грозового неба. Люди чувствовали себя
дома, пребывая на земле, и все вещи на земле
были им сравнительно знакомы, и даже восходы
и заходы небесных светил рассматривались ими
спокойно, так как были регулярными, но они
никак не могли преодолеть живейшего интереса
к тем удивительным метеорологическим измене-
ниям, так нерегулярно и таинственно появляв-
шимся, которые производили столь немедленное
и ощутимое воздействие, доброе или злое, на де-
ла и судьбы людей». Профессор Кун усматривал
в этих метеорологических феноменах основную
причину зарождения всех мифов и суеверий ин-
доевропейцев, а в соответствии с такими убеж-
дениями и профессор Р. Рот поясняет образ Сара-
нью как темную тучу, нависшую над началом
всех вещей, а Вивасвата сравнивает с небесным
светом.