Page 260 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 260
260 ГЛАВА IX
ратившись в кобылу, а он стал ее преследовать,
приняв образ жеребца, объясняется так: заря ис-
чезла с приближением солнца, породив пару —
день и ночь. Другие легенды — о том, что Сурья
женился на Соме; о том, что быки, принадлежав-
шие Вришакапайе (это были утренние туманы),
были проглочены Индрой; о том, что Адити ста-
ла матерью Адитьев, и т. д.— все поясняются в
связи с разными аспектами зари.
Точно так же и в мифе о Сараме, пересека-
ющей воды, чтобы найти коров, которых похи-
тил Пани, она уподобляется заре, приносящей ут-
ренние лучи; так же и когда Урваши говорит,
что уходит, а Пуруравас называет себя Васишт-
хой, то есть «самым ярким» — и это снова та же
заря, улетающая от объятий восходящего солнца.
Точнее, заря была в древности для людей «всем,
что только есть», и множество легенд объясняется
только таким путем. Так было до тех пор, пока
монотонный характер такого толкования не заста-
вил профессора Мюллера поставить перед собой
вопрос: «Является ли зарей все, что существует?
Является ли оно солнцем?» Он задавал себе этот
вопрос снова и снова и пришел к ответу, что в
процессе своих многих изысканий он увидел, что
действительно солнце и заря составляли главную
суть сюжетов древних мифов арийской расы.
Заря, упоминаемая здесь, это ежедневная заря,
которую мы видим в областях тропической и
умеренной зон, то есть это ежедневная победа
света над мраком, и это могло наполнять страхом
и трепетом души древних бардов, который и от-
разился в мифах?
Легко себе представить, как подействовало на
эту теорию открытие, что Ушас, богиня зари в
Ригведе, это не то же самое, что мимолетная заря
тропиков, но длительная заря Северного полюса
или циркумполярной области. И утвердившаяся ар-