Page 261 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 261
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 26J
ктическая теория покажет в свое время, что многие
из пояснений мифологических картин должны
быть написаны по-другому. Но в этой книге мы
не будем решать эти задачи, ибо она посвящена
только изучению ведических свидетельств в под-
держку этой теории.
Теория же грозы была впервые выдвинута ин-
дийцами, последователями школы Нирукты, в фор-
ме некоего дополнения к теории зари, имея целью
учет тех мифов, к которым последняя не была
применима. Главной легендой, поясняемой на осно-
ве теории грозы, был миф об Индре и Вритре,
и это объяснение было почти безоговорочно при-
нято всеми западными учеными. Слово «Индра»
было возведено к корню «инду» — «капля дождя»,
а «Вритру» возвели к корню «врь» — «покрывать,
охватывать», объясняя, что он «охватывает (дер-
жит)» влагу дождевых облаков. После такого
разъяснения этих двух имен им следовало все со-
отнести с теорией грозы, искажая текст, если он
не мог быть переведен без совпадения с ней.
Например, когда Индра разбивает гору и таким
путем освобождает реки, то, по Нирукте, следо-
вало это переводить так, что гора — это грозовая
туча, а реки — потоки дождя. Факт принадлеж-
ности Индре такого оружия, как молния («вадж-
ра»), должен был бы означать, что Индра был
богом гроз, а гроз не бывает без ливней. То, что
ветры-Маруты помогали ему в битвах, так же лег-
ко связывалось с сильным ветром во время грозы.
Но в легенде был и гораздо более трудный
rf
для разъяснений пункт — это то, что Вритра и
Ахи окружили и захватили в плен воды. Если
это влага облаков, то легко себе представить,
что их не пускает демон засухи. Но ведь в Риг-
веде часто говорится о потоках («синдху»), потек-
ших по земле, когда был убит Вритра. И если
эти реки являлись, по этой теории, реками Панд-