Page 271 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 271
ОДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 2Ц
-Пути богов. В Ригведе слово «отдаленный» («па-
рават») часто противопоставляется слову «арават»,
Означающему область этой или ближней страны.
Так, дэваяна контрастирует с питрияной, означая
северную небесную полусферу. Да и облака над
головой наблюдателя здесь не могут быть назва-
ны ни отдаленным местом, ни воротами дэваяны.
Не можем мы также и говорить о них как об
окутанных бессолнечным мраком. Поэтому весь-
ма невероятным выглядит представление о том,
<что дождевые облака могли быть сценой, где
шла битва Индры с Вритрой.
Это было море в далекой стороне, океан тьмы
{контрастирующий с сияющим океаном, «шукрам
арнах», где восходит по утрам солнце). Там
происходила битва, судя по упомянутым выше
пассажам. И такое восприятие может быть связано
только с иным миром, с нижней частью небес-
ной полусферы, но не с облаками, плывущими
в небе над головой. Я не хочу сказать этим,
что Индра не мог быть богом дождей или гроз,
яо в роли Вритрахана — убийцы Вритры — он
не может быть определяем только как бог дож-
дей, если для этой цели не игнорировать и не
отбрасывать описаний битвы, приводимых в Ве-
дах.
Третьим возражением против принятой интер-
претации мифа о Вритре является то, что она не
содержит удовлетворительного пояснения тех пас-
сажей, которые указывают на время проведения
битвы Инл,ры с демоном. По теории грозы, она
Должна была происходить в дни дождливого се-
вона («варша»), но те форты Вритры, о которых
Говорится, что Индра их разрушил, чем заслужил
Эпитеты «пурабхид» («разбиватель городов») и
*пурандара» («сокрушитель городов»), описыва-
Фтся в Веде как «осенние» («шарадих»), то есть
ФЬотносимые с осенью, с сезоном, следующим за