Page 275 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 275
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 275
рится без упоминаний о Вритре, что Индра на-
шел свет (III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4)
и нашел его во мраке (I, 108, 8; IV, 16, 4),
или же породил зарю, так же, как и солнце
(II, 12, 7; II, 21, 4; III, 31, 15), или же раск-
рыл тьму зарей и солнцем (I, 62, 5). Это был
он, кто заставил солнце светить (VIII, 3, 6) и под-
няться в небо (I, 7, 3), или подготовил для него
путь (X, 111, 3), или же нашел солнце, которое
пребывало во мраке (III, 39, 5).
Из этих строф ясно, что именно Индра обрел
свет и солнце, и эта его суть была прекрасно
понята учеными. Макс Мюллер сравнивает Индру
как «открывателя» вод («апа-варьян» — от «апа-
врь») с Аполлоном. Но ученые нашли трудным
объяснить, почему это проявление сути Индры
упоминается наряду с его другими подвигами, та-
кими, как победа над Вритрой и освобождение
вод. Это та реальная трудность в объяснении ле-
генды, с которой сталкиваются теория гроз и тео-
рия зари. Индра, убив Вритру, освободил воды и
вознес зарю — это, несомненно, является во всей
истории центром нагрузки. Но не найдено разъ-
яснения факту единовременности освобождения
света и вод. Мы уже видели, что теория грозы
может быть связана с освобождением вод, но не
с появлением зари. Опять же, если теория зари
помогает понять битву между тьмой и светом,
что можно 'понять как открытие зари и солнца,
но не как освобождение вод. При таких обстоя-
тельствах необходимо всмотреться в характер и
Природу вод в описаниях Ригведы и лишь затем
решать, принимаем мы или отвергаем обе выше-
упомянутые теории.
Ранее уже было отмечено, что в пассажах,
где воды описываются как освобожденные Индрой
После убийства Вритры, нет четких указаний на
Дождевые тучи. Такие слова, как «парват, гири»