Page 276 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 276

276                                              ГЛАВА  IX

        и  другие,  употреблены     для  указания    места,  где
        были   сокрыты    воды,  а  слова  «апах,  синдхус»   —
        для  названия    вод  как  таковых.    Но   «апах»  как
        «вода   вообще»   употребляется    во   многих   местах
        Ригведы,   и  часто  для  обозначения    небесных   или
        атмосферных     вод.  Так,  нам  сообщается,   что  они
        следуют   путем   богов  и  пребывают   рядом   с  солн-
        цем,  а  оно  с  ними   (I,  23,  17).  Далее,  в  гимне
        (VII,  49,  2)  мы  видим   выразительное     указание,
        что  существуют    «воды  небесные»    («дивьях  апах»)
        и  текущие    по  земным    руслам    («кханитримах»),
        чем  подчеркивается    разница   между   ними.   В  этом
        же  гимне    говорится,   что  их  цель  —  океан,  а  в
        гимне   (VIII,  69,  12)  сказано,  что  семь  рек  текут
        в  рот  Варуны,   словно   в  бездну,   покрытую    вол-
        нами.  Варуну   опять  описывают    как  бога,  который,
        подобно   Индре,   заставляет   течь  реки  (II,  28,  4).
        Мы   также   уже  видели,   что  мудреца   Диргхатама-
        са  несли  на  себе  воды,  стремящиеся   к  своей  цели
        (I,  158,  6).
           Не  стоит   приводить    еще  примеры,    поскольку
        ученые   согласились,   что  в  Ригведе   упоминаются
        и  небесные,   и  земные   воды.  Но  выясняется,    что
        природа,   характер,   а  также   движение    небесных
        вод  понимаются     очень  несовершенно.     И  вот  это
        является  причиной    того,  что  ученые  не  были  в  со-
        стоянии   связать  факт  освобождения    вод  с  появле-
        нием   зари  в  легенде  о  Вритре.  Кажется,   предпо-
        лагалось,  что  указания   в  Ригведе  на  небесные  во-
        ды  («дивьях   апах»)  относятся   только   к  дождевой
        влаге.  Но  это  ошибка.   В  строфах,   где  говорится
        о  создании   мира  (X,  82,  6;  X,  129,  3),  сказано,
        что  он  изначально   состоял   из  нераздельных    вод.
        Короче,   Ригведа,   как  и  иудейское   Писание,    вы-
        разительно    указывает,   что  мир   изначально    был
        исполнен   воды,  и  вода  была   вверху  и  внизу  про-
        странства.
   271   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281