Page 279 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 279

ВЩИЧЬСКИЕ   МИФЫ  О  ПЛЕННЫХ  ВОДАХ                   279

        го  горизонта.  Они,  таким   образом,   могут  являть-
        ся  только  верхней   и  нижней   небесными    полусфе-
        рами.   Но  Уоллес   хочет,   чтобы   мы  уверились    в
        том,  что  оба   «раджаси»    находятся    над  землей,
        совмещаясь   путем   восток-запад   и  сужая  простран-
        ство,  эти  «раджаси»     встречаются    на  горизонте,
        подобные    аркам,   выгнутым    над   нашей   головой.
        Искусственный     характер   этого  толкования     само-
        очевиден.   Я  не  вижу   причины,    по  которой   нам
        следует  предпочесть    его  простому   и  естественно-
        му  объяснению    Циммера,    если  мы   вдруг  не  при-
        дем  к  выводу,  что  указания   на  пространство    под
        землей   не  должно    и   не  может   упоминаться     в
        Ригведе.
           В  третьей  строфе,  на  которую   указывает    Цим-
        мер  (V,  81,  4),  говорится:   «О,  Савитрь,   ты  хо-
        дишь   вокруг    ночи   с  обеих   сторон».   Но   здесь
        Уоллес   предлагает   перевести   слова  «партьясе»   —
        «ходишь    вокруг»  как   «окружаешь,    заключаешь»,
        и  неясно,  почему  надо  известный   оборот   заменять
        другим.   Это  еще   раз  указывает    на  то,  что  за-
        ключения    Уоллеса   основаны    на  искажении    стро-
        фы,  которую    Циммер     переводит   проще    и  нату-
        ральней:  взгляд  Циммера     ближе  совпадает   с  есте-
        ственным    смыслом    текста.
           Но  если  еще   один   выразительный     пассаж   ну-
        жен   для   заключительного      доказательства    того,
        что  ведическим     бардам   была    известна   область
        (пространство)   под   землей,    сошлемся    на   гимн
        (VII,  104,  11),  где  бард  молится  об  истреблении
        врагов,  говоря:  «Пусть   он  (враг)  провалится   под
        три  земли».    Здесь  выразительно     упомянута    об-
        ласть  под  тремя  землями,   а  поскольку   врага  туда
        посылают   в  форме  проклятия,   это  должна  быть  об-
        ласть  мучений   и  боли,  подобная   аду.  И  в  гимне
        (X,  152,  4)  мы   читаем:   «Тот,  кто  нам   вредит,
        пусть  будет  послан   в  нижний   мрак».   По  смыслу
        этих  слов  ясно,  что  подземный   мир  воспринимал-
   274   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284