Page 280 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 280

280                                             ГЛАВА 1\

        ся  как   мир   мрака.  И   в  гимне  (III,  53,  21)  мы
        видим   слова   «пусть  он,  ненавидящий     нас,  прова-
        лится»,   да  и  в  гимне  (II,  12,  4)  читаем  о  семей-
        стве  того  Дасью,    которого   убил  Индра,   пожела-
         ние,  чтобы  все  они   «были   отправлены    в  неведо-
        мый   нижний    мир».   Все  эти  строки  прямо   указы-
        вают,   что  область  под  землей   была   известна  как
        факт   ведическим    бардам,  что  они  считали   ее  на-
        полненной     мраком    и   что  там   бился   Индра    с
         Вритрой.
            Конечно,   может    быть  предположено,     что  вы-
        ражение     «под  тремя    землями»    просто   означает
         «под  поверхностью     земли».   В   таком   случае   не
         было   необходимости    говорить    о  всех  трех   зем-
        лях,  но  поскольку   «под  всеми  тремя  землями»    по-
         эты  Вед   помещают     некую    область,   это  может
         быть  только  нижний    мир.  В  ряде  строф  приводят-
         ся  дальнейшие    доказательства   —  это  описания    и
         упоминания     о  том,  что  находится    «выше    (над)
         трех  земель»  («тисрах  притхивих   упари»).  Эта  фор-
         мулировка    есть  и  в  Ригведе;  в  гимне  (I,  34,  8)
         нам  сообщается:    «Ашвины,     двигаясь   над   тремя
         землями,   охраняют   наивысший     свод  небес  днем  и
         ночью»   (и  в  этом  же  гимне  выше   говорится,   что
        Ашвины     прилетели    издалека   в  своей  колеснице).
         Слова  «диво   накам»   не  раз  встречаются   в  Ригве-
         де  и  означают   вершину,   высшую     точку  небесно-
         го  свода.  Так,  в  гимне  (IV,  13,  5)  о  солнце  по-
         вествуется,  что  оно  охраняет   свод  небес.  Что  же
         касается  тройного  состава  земли,  он  упоминается   в
         Ригведе  неоднократно     (I,  102,  8;  IV,  53,  5;  VII,
         87,  5),  и  не  только  в  ней,  но  и  в  Авесте  (Яшт,
         XIII,  3;  Ясна,  XI,  7).
            В  гимне   (IV,  53,  5)  этот  тройной  состав  рас-
         ширяется,   охватывая    собой  и  такие  понятия,  как
         вселенная,   пространство,   свет  и  небо   («антарик-
         ша,  раджас,   рочана,   дью»).  Вот  так  следует   ви-
         деть  разрастающимся     понятие   «три   земли»:  фор-
   275   276   277   278   279   280   281   282   283   284   285